Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 30

Из классических дневников Нидзё заимствует поэтические ситуации и образы. Например, сцены прощания с возлюбленным при свете побледневшей луны на предутреннем небе, сетования по поводу пения птиц, слишком рано возвестивших наступление утра, то есть разлуки.

При императорском дворе в период Камакура продолжается активная творческая деятельность, устраиваются поэтические турниры. Танка по-прежнему является неотъемлемой частью повседневной жизни придворной аристократии.

В начале XIII века появилась последняя из трех великих антологий «Синкокинсю» («Новое собрание старых и новых японских песен»). Настроение поэтов новой эпохи лучше всего выразил один из ведущих литераторов того времени Камо Тёмэй в предисловии к «Запискам из кельи»: «Не ведаем мы: люди, что нарождаются, что умирают … откуда приходят они и куда уходят? И не ведаем мы: временный этот приют – ради кого он сердце заботит, чем радует глаз? И сам хозяин и его жилище, оба уходят они, соперничая друг перед другом в непрочности своего бытия… и зрелище это – совсем что роса на вьюнках: то роса опадает, а цветок остается, однако, хоть и остается он, но на утреннем солнце засохнет, то цветок увянет, а роса еще не исчезла, однако, хоть не исчезла она – вечера ей не дождаться».

Поэты «Синкокинсю» словно заново открыли глаза на бренность мира. Они искали в мире красоту, которую могли противопоставить тягостной непрочности бытия. Главным теоретиком новой красоты был Фудзивара Тосинари, а поэтом, сумевшим выразить новые эстетические требования в своем творчестве, стал Сайгё. Появление «Синкокинсю» свидетельствовало о возникновении поэзии нового типа, хотя только половина стихотворений, включенных в антологию (около 900) принадлежала поэтам нового поколения. «Синкокинсю», подобно антологиям X-XII веков, взяла за основу поэтические принципы «Кокинсю», но в структуре ее поэтических образов уже можно отметить значительные изменения. 

Благодаря усилиям поэтов «Синкокинсю» к вака стали относится не только как к необходимому посреднику между людьми, но и как к результату эстетического и литературного переживания, как к средству выявления скрытой красоты мира.

Одной из основных категорий новой поэзии стала категория ёсэй  - избыточное чувство. Понятием ёсэй отчасти пользовался уже Ки-но Цураюки. В характеристике, данной поэту Аривара Нарихира, он писал: «У Аривара-но Нахира сердечных чувств избыток, а слов недостает …». Цураюки имел в виду, что в пятистишьях Аривара заключены слишком глубокие чувства, которые остаются не до конца выраженными в слове и он считал это недостатком. Только в трактате Фудзивара Кинто «Вакакухон» XI века («Девять типов японской песни») присутствие в поэтическом произведении ёсэй впервые рассматривается как один из признаков высокого мастерства. В толковании Кинто ёсэй – это чувства затаенные, открыто не выраженные в слове, но определяющие общий эмоциональный настрой стихотворения. Ёсэй – это те чувства, которые должны возникнуть, после того как стихотворение прочитано, автор подводит к ним как бы исподволь, заранее рассчитывая на соответствующий душевный отклик. Категория ёсэй не только определила характер поэзии вака эпохи «Синкокинсю», но стала одним из основных принципов поэтики рэнга.

В работах Фудзивара Тосинари категория ёсэй находит дальнейшее развитие, соединяясь с категорией югэн («затаенная, сокровенная, таинственная красота»). Югэн – это недоступная неподготовленному взгляду мистическая красота, скрытая в предметах и явлениях окружающего мира. На формирование понятия югэн оказало влияние учение дзэн с его представлением о спонтанном, неподвластном разуму, интуитивном раскрытии природы вещей. К тому времени произошло относительное разделение человека и природы: их связь сделалась менее прочной и человек начал осознавать себя как существо до некоторой степени отделенное от мира природы. Поэзия вака стала чем-то вроде инструмента, посредством которого он пытался проникнуть в сокровенную сущность окружающего мира, уловить его внутренний ритм и открыть новый мир гармонии человека и природы.