“Записки от скуки” - это очерки, не связанные друг с другом общей тематикой. В них содержатся размышление о жизни и смерти, морали и религии, перемежающиеся анекдотами, воспоминаниями и заметками о старине. Меланхолия и разочарование проходят рефреном сквозь все очерки: “...Во всем оглядываешься назад с тоской о прошлом. Новые моды изменяются от плохого к худшему…а что касается литературы, то даже выброшенный клочок прошлого восхитителен”.
Некоторые отрывки напоминают тщательно проработанные и наполненные эстетизмом краткие зарисовки ныне исчезнувшего мира. Кэнко-хоси живо и привлекательно описывает тонкие вопросы этикета, ушедшие в прошлое. Например, в одном из отрывков императорский сокольничий повествует, как надлежит дарить фазана знатной персоне.
Если до XIII века в японской поэзии безраздельно господствовала танка, то в XIV-XVI вв. на первое место вышла поэзия «нанизанных строф» - рэнга. Возникновение этого жанра было связано с тем, что к XIII веку пятистишье танка стало вполне ощутимо распадаться на две строфы – трехстишье и двустишье. Этот процесс был обусловлен тем, что классическая танка почти всегда имела характер послания и было потенциально рассчитано на отклик. Этот отклик так же воплощался в пятистишье. Таким образом, одно стихотворение влекло за собой другое, за зовом следовал отклик. Перекличка могла быть и внутренней, между двумя частями одного стихотворения. Иногда эти две части писались разными поэтами – один писал начало, другой конец. Так возникла поэзия нанизанных строф. Главная черта поэзии рэнга – диалогичность. Даже простейший вид рэнга подразумевал наличие двух авторов. Сначала приобретает популярность короткая рэнга, когда два автора сочиняли одно пятистишье, а на ее основе возникает «длинная рэнга» - стихотворный цикл, состоявший из многих пятистиший, в сочинении которых принимали участие два или несколько поэтов: один сочинял трехстишье, второй добавлял к нему двустишье, к двустишью присоединялось новое трехстишье и т.д.
К XV веку были выработаны сложные и строгие правила «нанизывания строф». Основное внимание уделялось двум моментам – внутреннему единству и смысловой независимости каждого возникающего пятистишья (правило цукэаи) и общему движению цикла, ответственность за которое нес каждый автор (правило юкиё). Одновременно возникли учителя рэнга – рэнгаси, которые руководили процессом сочинения рэнга, следя за тем, чтобы все правила неукоснительно соблюдались. Авторам предписывалось по возможности разнообразить содержание строф, избегая монотонности и повторения. Искусство мастера «нанизанных строф» заключалось в умении быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, чутко улавливая ее скрытые возможности и раскрывая их так, чтобы неожиданность и новизна сочетались со строгим следованием канону. Каждая новая строфа должна была выводить на передний план какую-нибудь новую деталь, до этого момента остававшуюся вне поля зрения партнеров, и эта деталь становилась толчком, побуждающим воображение поэта к разворачиванию той или иной картины. Внутри жанра рэнга складывается традиция домысливать и создавать яркий образ, отталкиваясь от конкретной детали.
Дневники и другие источники показывали, что почти все сословия предавались этому развлечению от императоров до воинов и поэтов из низших сословий. Подходящие полустишья ценились так высоко, что у профессиональных поэтов покупались копии их сочинений.
В 1357 году крупные мастера рэнга Нидзё Ёсимото и Кюсэй составили первый сборник стихов рэнга “Цукуба сю”. Впервые в антологию были включены стихотворения воинов и поэтов низших сословий.
3. Возникновение театра Ногаку (Но).
В XIV веке в Японии впервые возникает театр слова Ногаку, от названия двух видов постановок Но и Кёгэн. Раньше в театральных представлениях актеры почти не произносили слов.
Театр Но – это драма, построенная на возвышенных переживаниях. Кёгэн – это незатейливая комедия, грубоватый фарс, построенный на незамысловатой шутке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.