Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 11

2.Первая поэтическая антология “Манъесю”.

Японская поэзия вака возникла в глубокой древности. В самых ранних памятниках японской письменности, относящихся к началу VIII века, были зафиксированы образцы поэтического творчества древних японцев. А в конце VIII века была составлена первая поэтическая антология  “Манъёсю” или “Мириады листьев”, обобщившая опыт поэтического творчества японцев примерно за четыре века и определившая дальнейшее развитие японской поэзии. Этот сборник состоял примерно из четырех тысяч стихотворений, некоторые из которых относились к IV веку, большинство же было написано в период с конца VII- по вторую половину VIII столетия.

“Манъёсю” - антология, в которой зафиксирован процесс перехода от песенной к авторской поэзии, процесс рождения ярких творческих индивидуальностей  таких как Какиномото Хитомаро.

В “Манъёсю” определились ведущие поэтические формы и приемы японского стихосложения. В “Манъёсю” возникает и сам термин вака –“японская песня”. В этом сборнике он уже  использовался для  определения различных форм японской поэзии, которая таким образом отделялась от китайских стихов. В “Манъёсю” встречаются три поэтические формы: “длинная песня” (тёка) – она состояла из многих пятисложных и семисложных стихов; “короткая песня” (танка) – пятистишье, состоявшее из 31 слога с устойчивым чередованием слогов 5-7-5-7-7; сэдока – шестистишье с чередованием 5-7-7-5-7-7.

Уже на самых начальных этапах развития японской поэзии выявляется склонность японцев к лаконичности поэтического выражения. В антологии “Манъёсю” доминирует форма танка: из 4536 песен – 4208 танка, 265 тёка и 62 сэдока.

В последующих антологиях формы тёка и сэдока почти исчезают и пятистишье танка на несколько веков становится едва ли не единственной формой японской поэзии.

В “Манъесю” так же была сформирована в общих чертах вся система поэтических приемов. Так как форма японского стиха с самого начала была ограничена, то  все приемы были ориентированы на то, чтобы сделать более сложной и красочной образную структуру стихотворения, а  также расширить и насытить внутренними подтекстами его смысл. Наиболее известными из этих приемов были макура-котоба, дзё и ута-макура.

Уже в “Манъёсю” выявилась одна из наиболее характерных особенностей поэзии вака. Японской пятистишье возникло как послание силам природы, богам, человеку. Поэзия играла роль своеобразного посредника между людьми и окружающим их миром. Увидев какой-нибудь прекрасный вид, человек испытывал восторг и весь свой восторг он адресовал непосредственно природе, для чего и создавал песню. Сочинявший стихотворение, как правило, надеялся на вполне определенный результат: либо он хотел заручиться добрым расположением богов-ками, которые незримо присутствовали вокруг, либо рассчитывал повлиять на поступки и чувства других людей – добиться  благосклонности, возбудить в чьём-нибудь сердце любовь. Создается впечатление, что для древних поэтов стихотворение было чем-то вроде заклинания, с помощью которого они хотели повлиять на мир. Эта особенность японской поэзии была связана, прежде всего, с особенными отношениями между человеком и окружающим его миром, между человеком и природой.

Японская поэзия была основана на представлении о нерасторжимом единстве природы и человека. Человек не был “введен” в природу, он не являлся высшим мерилом всех вещей. В японской культуре человек считался частицей мира, существующей в постоянном взаимодействии с остальными его частями, так же как и все вещи он был подвержен изменениям. Единство человека и природы исключает разделение мира на субъект - человека и объект-природу. В результате стирается грань между тем, кто видит, и тем, что видится, субъект и объект пребывают в сплавленном состоянии, сердце человека становится частью сердца природы и поэтому  возможно непосредственное общение между сердцем человека и сердцем природы. То есть в Японии поэзия играла роль посредника между человеком и окружающим его миром и являлась средством достижения гармонии человека и мира.