Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 39

На ранних ширмах серии “Виды Киото” все сцены объединены в условную композицию, и разрозненые эпизоды никак не связаны друг с другом (см. илл.6-8 Приложения). Они интересуют художника не с точки зрения самого конкретного факта, будь то храмовый праздник или церемония во дворце, а как знак определенного момента в годовом цикле. Иначе говоря, эпизод представляет интерес только в том случае, если он включен в целостную структуру мироздания. В сознании японского художника каждый фрагмент существует не как отдельный факт, а как звено в круговороте событий, повторяющихся подобно временам года, и только в силу причастности бытию мира делается достойным внимания.

Одна из наиболее известных ширм “Виды Киото и окрестностей” исполнена знаменитым художником XVIв. Кано Эйтоку (см. илл.9 Приложения). Здесь особенно отчетливо можно почувствовать, как в жанровой живописи постепено реализуется стремление человека видеть себя и свою жизнь не отвлеченно, а по возможности реально, в приближении к непосредственному жизненному опыту.

Центральный эпизод картины Кано Эйтоку - праздник Гион, который был главным праздником города, олицетворением его силы, богатства и жизнестойкости. Он продолжался почти весь июль и охватывал все население города - от финансировавшего его богатого купца до стоявшего в толпе нищего. Все городское пространство становилось ареной праздника, так как великолепно украшенные колесницы и носилки с ковчегами, где помещали символы божества, двигались по улицам города в торжественных процессиях. Все это делало праздник Гион центральным событием в общественной жизни города. Изображение на ширмах “Виды Киото и окрестностей” подчеркивает его повышенное значение именно для городской культуры, поскольку в отличие от большинства других праздников, восходящих к ритуалам земледельческих культов, Гион был праздником “истории города” (он возник ещё в IХ в. после спасения от чумы), знаком победившего невзгоды человека, что было особенно близко мироощущению горожан XVIв. И если на самых ранних из сохранившихся ширм с видами Киото, относящихся к 20-м годам,это был лишь один из эпизодов наряду с другими, то на ширмах Кано Эйтоку изображение праздничного шествия заполняет множество улиц и сюжетно объеденяет ширмы в единое целое.

Пышные процесии с ярко украшенными колесницами и сами по себе были привлекательным для художника сюжетом, дававшим возможность воссоздания облика города и городской жизни в наиболее привлекательный момент всеобщего подъема веселья, радостного возбуждения. Мир праздника, развлечения был чрезвычайно близок горожанину. Удовольствие от жизни было реальным результатом практической деятельности и нажитых денег, открывавших путь и к плотским наслаждениям в “весёлых  кварталах”.

В ранних произведениях жанровой живописи город предстает в качестве  природного образования, что можно расценить как поиск художником той поры места города в мире и, одновременно, осмысление положения, которое занимает в нем мире городской житель. Традиционная для японской живописи точка зрения сверху (картина написана будто с высоты птичьего полета) выражает идею беспредельности мира, где человек - лишь частичка, не имеющая собственного бытия, но сопричастная бытию природы.

Но постепенно ощущение безграничности мира, в котором живет человек, уходит из жанровой живописи. Из пространства картины исчезает небо, природное окружение. Взгляд сосредоточивается на небольшом участке, где люди теснятся, толпятся и взаимодействуют друг с другом. Меняется объект изображения и художественный метод, особенностью которого становится ориентация на реальность. Утверждение реальности как самоценности было новшеством, не имевшем прецедентов в японском изобразительном искусстве. Это открытие жанровой живописи было ее самым важным завоеванием.