Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 32

В период воюющих дворов роль покровителя искусств берут на себя и буддийские монастыри ( помимо самих императорских дворов). Это не повлияло на характер искусства, которое продолжало придерживаться светской тематики и светских образов.

Появляется литературное направление, которое называется "литература Пяти монастырей". Она создавалась на китайском языке и была разнообразна с точки зрения жанровой тематики. Примерно половину ее текстов составляли записи речей, то есть проповеди наставников дзэн-буддизма. Кроме того монахи занимались составлением жизнеописаний. историй храмов и монастырей, вели хроники и дневники.

Во второй половине XIV века наиболее известным было творчество Гидо Сюсин и Дзэкай Тюсин. Они оба были поэтами и писали стихи на китайском языке, стараясь соответствовать китайским образцам. Их стихи были лишены монашеского духа и написаны в лучших светских традициях.

С 1400 года "школа Пяти монастырей" переходит к историческим исследованиям. Появляются истории, излагающие события с точки зрения какой-либо  идеологической позиции. Официальная история древности представляла собой императорские анналы, погодные записи, изложенные в беспристрастной манере. Монахи этой школы создают более "пристрастное" изложение событий.

Настоятель храма Тэндай  Дзитин создал труд “Гукансё” (Записки глупца), который стал первой попыткой интерпретации, а не простого изложения прошлого. В “Записках глупца” он объяснял необходимость появления военного сословия.

Работа Китабакэ Тикафуса “Дзинно сётоки” (Записки о справедливом правлении божественных императоров) 1339 года доказывала, что императоры Южного двора являются законными правителями Японии. Он систематизировал факты в связи со своими  политическими пристрастиями. Тикафуса был представителем знатного аристократического рода и ближайшим советником императора Годайго. В его сочинении основное внимание уделяется не историческим событиям как таковым, а проблеме наследования императорского трона. Преемственность императоров от Дзимму до Гомураками, сына Годайго, является стержнем всего повествования. Идея исключительности Японии как страны богов является рефреном всего произведения.

Той же проблеме посвящены “Масу кагами” (Ясное зерцало) и “Тайхэйки” (Повесть о великом мире).

Автором “Масу кагами” был Нидзё Есимото, известный поэт, сочинитель рэнга. Это его произведение было написано по-японски от лица старой буддийской монахини. Рассказ начинается с правления императора Готоба и завершается возвращением в 1333 году в столицу из ссылки императора Годайго. Ёсимото так же считал императоров Южного двора истинными правителями Японии. В тексте детально описывается жизнь при дворе и включено множество заимствований из произведений хэйанской литературы.

“Тайхэйки” была одним из последних произведений в жанре гунки. Первоначально она существовала в устной традиции, а потом была записана смешанным японо-китайским стилем. Кроме рассказа о событиях междоусобных войн XIV века, эта повесть включает в себя многочисленные сюжеты и поучительные истории из китайской классики и буддийской литературы. По своей структуре повесть делится на три части: 1 часть – от планов Годайго свергнуть власть Ходзе до реставрации Кэмму 1333 года (первые 12 свитков),  2 часть (с 13 по 21 свитки) – разделение императорского двора на северный и южный и смерть Годайго, 3 часть (22-40 свитки) – формирование сегуната Асикага и правление северного двора. Симпатии составителей “Тайхэйки” находятся на стороне южного двора.

В тот же период появляются героические эпосы гунки в которых повествуется уже не о столкновении военных кланов, а о личных взаимоотношениях героев. К таким повествованиям относятся “Сога моногатари” (Повесть о браьях Сога) и “Гикэйки ” (Сказание о Ёсицунэ).

Продолжает развиваться жанр дзуйхицу (эссе). Наиболее известным произведением этого жанра является “Цурэ дзурэ гуса” (Записки от скуки) Кэнко-хоси, написанные в XIV веке. Кэнко-хоси  - это буддийское монашеское имя известного в начале XIV века поэта Урабэ-но канэёси., Он принадлежал к одному из ветвей дома Накатоми, был чиновником среднего ранга при императорском дворе, затем постригся в монахи и долго странствовал. И лишь на склоне своей жизни поселился в тихой обители в провинции Сикано, где и написал свое известное произведение “Записки от скуки” до сих пор пользующиеся популярностью в Японии.