Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 43

Сначала театр кукол носил название Дзерури по-имени легендарной возлюбленной Есицунэ. Эта история обрастала все новыми сюжетами, а слово стало нарицательным, оно стало обозначать любое сказание. С XIX века театр называется Бунраку. Бунраку – это кукольный театр для взрослых, в пьесах которого отсутствовал любой налет несерьезности. Центральная фигура любой пьесы Бунраку – сказитель. Он произносит авторские ремарки и реплики персонажей, поет под аккомпанемент сямисэна, плачет и смеется, то есть он озвучивает действие. Куклы, размером  ї человеческого роста, имеют слегка уменьшенные головы и увеличенные по сравнению  с головой кукольные тела. Куклой в театре Бунраку управляют три кукловода: один – головой, второй – левой рукой, третий – ногами и нижней частью туловища. Существуют типажи кукольных голов, как бы  амплуа героев: благородный герой Бунсити, герой-любовник Гэнти, верная жена Фукэояма, роковая женщина Кэйсэй.

Время возникновения театра Кабуки относиться к 1603 году. В этот год синтоистская жрица и прославленная исполнительница религиозных танцев О-Куни приехала на гастроли в Киото, где исполняла непристойные танцы в довольно смелых нарядах, иногда мужских. Публика называла ее выступления словом кабуки, то есть  экстравагантный. Впоследствии уже для имени театра было подобрано другое написание иероглифов (кА- песня, бу – танец, ки - мастерство ) и это название стало означать “мастерство пения и танца”. О-Куни набрала труппу из бойких девушек, которые стали выступать с песнями, танцами и комическими сценками эротического содержания. Девушки совмещали выступления на сцене с торговлей телом и имели грандиозный успех. Предприимчивые содержатели публичных домов стали создавать собственные труппы, которые получили название юдзё-кабуки, то есть “Кабуки куртизанок”. Через четверть века правительство, борясь с безнравственностью, запретило женщинам выступать на сцене,  и их заменили женоподобные юноши. Среди горожан тут же началась эпидемия гомосексуализма, прежде бытовавшего только в среде духовенства и дворян.

Кабуки постоянно подвергался гонениям и регламентациям со стороны правительства. В Эдо все театры должны были находиться в одном квартале. Ремесло актера считалось презренным, им запрещалось носить обычную одежду, показываться за пределами театрального квартала. В результате район Асакуса (район сосредоточения театров) превратился в центр столичной жизни. Там появились так называемые “театральные чайные дома”, где можно было встретиться перед спектаклем, попировать после его окончания и т.д. Актеры театра Кабуки пользовались не меньшей популярностью, чем современные голливудские звезды. Они устанавливали моду на прически и костюмы, о них ходили легенды и сплетни, каждое их появление собирало толпы народа. Официально находясь на низшей ступени развития общества, ниже актеров были только “неприкасаемые”, они были самыми знаменитыми людьми своего времени.

Представителям высшего сословия японского общества (самураям, аристократам) запрещалось посещать театры горожан, поэтому мужчины благородного звания вынуждены были проникать туда под видом горожан, нарядившись в одежду людей другого сословия, хотя это и грозило им строгими карами.

Канон театра Кабуки и Бунраку был не менее строг и статичен, чем у театра Но. Пьесы театра Кабуки – это в основном драмы, главными героями которых становиться человек с его проблемами и страстями.

Сцена театра Кабуки была невысокая и плоская. На специальном двухступенчатом помосте размещались музыканты и певцы. На сцене так же присутствовали люди в черном – курого. Они уносили и приносили реквизит, помогали актерам переодеваться на сцене и при этом считались невидимыми. Все амплуа актеров были четко зафиксированы, каждому была предписана своя манера исполнения и голосовых модуляций, свой костюм и грим. Гримирование за века превратилось в настоящее искусство, грим накладывался по канону и давал ключ к сути персонажа. В мужском гриме на лицо наносились цветные линии, каждая из которых имела особый смысл (красные линии свидетельствовали о храбрости и доброте натуры, синие – о злобности и трусливости). Женским персонажам забеляли лицо и руки. В театре Кабуки до сих пор женские роли играют мужчины, хотя запрет на их участие в постановках был снят более ста лет назад.