В основе учения Тэндай (“Опора Неба”) лежала идея двойственной сущности Будды, который, с одной стороны, являет собой некое истинное вечное начало, а с другой – находит конкретное воплощение в реально существующем мире. Поэтому цель человека – открыть в себе истинное, открыть в себе Будду. Были разработаны сложные практические приемы, ведущие к обретению истинного знания и достижению состояния Будды. Учение Тэндай делало акцент на возможности достижения состояния Будды в этом мире, как воздаяние за добрые дела. Монахи, словно бодхисатвы, живущие в мире людей, призваны были не столько молиться, сколько удовлетворять повседневные потребности людей. Они исцеляли недуги, улучшали погодные условия, изгоняли злых духов. Была разработана обрядовая практика для самых разнообразных случаев.
Обрядовая сторона учения Тэндай была во многом заимствована из арсенала учения Сингон (“Истинные слова”), выдвинувшего на первый план разработку сложной магической практики, призванной облегчить человеку путь к достижению единства с Буддой. Целью ритуалов Сингон было пробуждение в теле, речи и мыслях каждого человека тела, речи и мысли великого Будды. К началу XI века разницу между этими двумя направлениями в проведении служб уловить было довольно трудно.
Сложность и великолепие обрядов, изысканная красота специально для них предназначенной утвари отвечали эстетическим устремлениям хэйанской аристократии. Каждое семейство имело собственных монахов, которых призывали в дом, когда того требовали обстоятельства.
Храмам, которых немало было в окрестностях столицы, приносились роскошные дары - живописные и скульптурные изображения будд и бодхисатв, утварь, заказанная у лучших мастеров, свитки с буддийскими текстами, переписанные лучшими каллиграфами страны. Посещения храмов превращались в пышные церемонии, а молебны – в великолепные празднества, на которые приглашались лучшие музыканты и танцоры. Такое внимание к внешней стороне ритуалов способствовало развитию всех областей искусства.
Благодаря появлению таких сект как Тэндай и Сингон изменяется облик храмовой архитектуры. Монастыри эпохи Нара представляли собой симметрично расположенные группы строений на ровной площадке и в силу государственного положения были тесно связаны с императорским двором. Монастыри же эпохи Хэйан стремятся к уединению для медитации и аскетизма. Поэтому они строились на склонах или вершинах гор и их планировка и обустройство соответствовали рельефу местности и окружающей природе. Культ горных вершин и расположенных на них храмов и пагод связывался с древнейшим почитанием природных сил, а подъем к храму по горной дороге приобретал смысл очищения, приобщения к божеству. В VIII – IX вв. были построены монастыри Муродзи, Энрякудзи, Конгобудзи и др. Врубленные в скалу храмы порой опирались сваями на выступы камней, нависая над пропастью. К этим храмам вели живописные каменные ступени. Изменение претерпел и облик каждого здания. Монастырь секты Тэндай Энрякудзи, возведенный на горе Хиэй, первоначально состоял из небольших строений, главное из которых имело всего 5 метров в ширину и 4 метра в длинну. Подобно синтоистским святилищам они опирались на столбы, перекрывались кровлями из темной кипарисовой коры. Так как новые секты были эзотерические, то молельни в них делились на две части: внешнюю – за пределы которой простые верующие не допускались и внутреннюю , где устанавливались священные изображения, скрытые от простых верующих дверями или занавесом. Кельи монахов становятся небольшими, уединенными хижинами, свободно разбросанными вокруг храмов. Пагоды возводимые на горных площадках, повторяли ритм окружающих елей. Облик пагод IX - X вв. становится более разнообразным и живописным. При горных монастырях Конгубудзи и Исиямадэра были построены глинобитные и оштукатуренные реликварии, сочетающие полусферический корпус с четырехскатными крышами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.