Живописней стал облик новой столицы Хэйан. Хотя в основу ее планировки был положен тот же принцип регулярности, что и в Нара, красоте и благоустройству города было уделено больше внимания. Обилие воды позволило прорыть судоходные каналы и посадить вдоль них деревья. Более свободными и нарядными становятся усадьбы аристократов. Именно в эпоху Хэйан складывается тип жилого дома, легший в основу японского светского зодчества синдэн - дзукури. Это жилище состояло из просторных жилых помещений, связанных галереями, а для украшений полов, потолков и раздвижных перегородок используются живописные свитки. Центром усадьбы был главный парадный павильон (синдэн) – приподнятое столбами и окруженное верандой строгое здание с единым, разделенным лишь опорными столбами обширным залом. Позади него размещалась интимная часть усадьбы – помещения для семьи хозяина, гостей и слуг. Перед синдэн, охваченная с двух сторон рукавами галерей, простиралась открытая песчаная площадка, переходящая в южной части в пейзажный сад с насыпными холмами и прудом. Внутренние стены синдэн заменялись подвесными ширмами. Широкие подвесные ставни закреплялись на крюках у потолка и в зависимости от погоды опускались, погружая дом во мрак, или поднимались. Длинные галереи связывали парадный павильон с любой частью усадьбы и выводили к пейзажному саду. В этот период впервые организованный руками человека сад был включен в жилой ансамбль как важный элемент.
Наиболее ярко стиль синдэн воплотился в ансамбле императорского дворца. Выстроенный в конце VIII- начале IX века дворец Дайдайри, обнесенный стенами, представлял собой целый город. Он состоял из ряда комплексов, в число которых входили государственные палаты, сохранившие черты китайского архитектурного стиля. На севере располагался комплекс императорской резиденции, выстроенный в стиле местной японской традиции. Его центром был зал аудиенций Сисиндэн. Приподнятый на столбах и покрытый крышей из темной древесной коры, строгий и торжественный в своей простоте, он, вместе с простирающейся перед ним площадью, засыпанной белой морской галькой, возрождал идеи древнего синтоистского зодчества.
К северо-западу от Сисиндэна располагался Сэйрёден – личные покои императора. Комплекс Сэйрёден включал в себя пейзажный сад, достаточно обширный, чтобы служить для прогулок. Символика дворцового сада типа синдэн с островами тихих водоемов, мостиками и беседками была тесно связана с буддийскими представлениями о райских мирах.
В период раннего Хэйан наблюдается любопытное изменение в религиозной живописи и скульптуре. Наиболее почитаемыми были различные ипостаси одного и того же божества. Оформляется новая иконография. К образам Сяка, Якуси, Каннон добавляется мрачный бог Фудо – ипостась бога Шивы. Его атрибутами были грозное выражение лица, а так же веревка и меч, чтобы связывать и карать силы зла.
Фигуры главных божеств утрачивают свой героический дух. Изобразительным материалом вновь становиться дерево. Мистические ритуалы сект, согласно которым, приобщение к Будде тождественно приобщению к силам Вселенной, требуют большее количество скульптурных изображений. В учениях сект Тэндай и Сингон мироздание представлялось как грандиозная иерархия божеств. Алтарные композиции эзотерических храмов усложнились, стали включать в себя новый мир образов. Усилилась тяга к повествовательности и детализации скульптурных форм. В эзотерических культах особое значение стало придаваться многосущности божеств. Появились изображения восьми-руких богинь и одиннадцатиглавых божеств, лики которых можно было сопоставить лишь с изменчивостью самой природы. Отождествление тела с изобильной Вселенной породило культуру его моделировки. Фигуры богов и богинь становятся более мягкими и пластичными. Божествам, чтобы показать их мистическую силу, придавался демонический облик, они сопровождались символическими фигурами птиц и животных. Хотя деревянные статуи вырезаются из единого ствола, он служит теперь лишь основой к которой приращиваются разнообразные детали.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.