Противопоставление жизни и смерти – это заблуждение, так как жизнь и смерть – это категории рассудка, не имеющие своей собственной реальности; сама же реальность неописуема”.
Однажды один из учеников спросил Такуана Сохо о том, как следует воину поступить, если он находиться между жизнью и смертью. Сохо посоветовал ему прежде всего убить жизнь и смерть в собственном сознании, тогда останется один только меч, а как обращаться с мечем, самурай должен знать и сам ( то есть он должен был стать продолжением меча).
3.Искусство средневековой Японии
В XII- XIII веках в архитектуре в моду вновь входят монументальность и простота стиля. Сегуны заказывают подчеркнуто монументальные и суровые здания, противопоставляя их аристократической изящности и утонченности тех построек, которые ранее осуществлял двор. Поскольку страна находилась в состоянии перманентных боевых действий, то сегуны предпочитали достраивать старые монастыри. В Нара достраивается комплекс Хорюдзи, заново отстраиваются монастыри Тодайдзи и Кофукудзи.
Наиболее характерная постройка того времени – ворота монастыря Тодайдзи Нандаймон. Широкий размах двойных черепичных крыш, грандиозные обнаженные балки и перекрытия, поддерживающие эти крыши, двадцатиметровые колонны сообщает этому сооружению. героический дух и монументальность. Монументализируется и облик синтоистских святилищ. Комплекс Идзукусима раскинулся на берегу моря у подножья живописных гор. В единое целое сплетаются строгие здания и галереи. Они слегка приподняты над землей, так как во время прилива земля под храмом заполняется водой, создавая атмосферу гармонии между рациональным и стихийным началами.
В XIII веке, после распространения дзэн-буддизма складывается ансамбль дзэнского монастыря. Главным центром строительства теперь становится Камакура - резиденция сегунов. Монастыри строятся на горных вершинах. Например, монастыри Кэнтёдзё и Энгакудзи. Внимание строителей акцентируется на простоте форм, созвучных природе. Выраженная в дзэнском учении идея единства духовного мира человека и природы предполагала сближение архитектурных и природных форм. Все здания сохраняли естественный цвет древесины и покрывались соломенными крышами наподобие деревенских хижин. Пол в таких зданиях был земляным, стропила обнажены, внутреннее убранство отличалось скромностью и минимальным количеством статуй. Дом настоятели и жилища монахов строились в том же стиле, что и главные здания. Появляется тенденция к обмирщению в архитектуре, то есть и культовые сооружения и жилища теперь строятся в одном стиле.
На протяжении XIII-XIV вв. преобразуется светская архитектура. Упрощаются силуэты жилых домов - исчезают крытые галереи, уменьшается количество построек. По сохранившимся на свитках изображениям можно видеть, что усадьбы самураев тяготеют к большей компактности, чем дома аристократов. Появляется единый дом, разделенный на несколько комнат.
В скульптуре того времени возрождается монументальный стиль VIII века, активно реставрируются статуи эпохи Нара, уничтоженные пожарами. Скульптура становится более портретной, но в ней сохраняются и черты прежнего периода: торжественная неподвижность поз, жесткость парадных одежд, гипнотический взгляд. С прекращением монументального храмового строительства скульптура начинает постепенно приходить в упадок.
В живописи XII-XIII вв. в связи с культом героев широкое распространение получают портретные изображения. Классическим образцом Камакурского портрета является изображение сегуна Минамото Ёритомо. Облаченный в парадные одежды маскирующие тело, суровый правитель возвышается на небольшом постаменте, уподобленный статуе. Художник создал образ воина, овеянного ореолом славы.
Так же большой популярностью пользовались горизонтальные свитки эмакимоно. Иллюстрированные сказания позволяли неграмотным самураям приобщиться к своей эпохе. "Хэйдзи-моногатари эмаки", "Сказание о годах Хэйдзи" - это огромные циклы, где множество сюжетов развертывается на многометровых пространствах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.