Эстетические особенности японского искусства. Основные мировоззренческие принципы древних китайцев и японцев, страница 28

Во второй половине XIV века появляется пейзажная монохромная живопись тушью на свитках - суйбоку - га (разведенная тушь). Согласно дзэн-буддийскому представлению о мире, природа являлась высшим проявлением истины и гармонии. Пейзаж рассматривался как возможность осмысления действительности. Главное художественное средство живописи  суйбоку - га составляла лаконичная гибкая линия тушью и тушевое пятно на белом незаполненном фоне свитка ( эта манера и ее основные принципы были заимствованы из китайской живописи).

Примером может служить картина Тофукудзи Минтё "Хижина отшельника у горного ручья". Тонкими градациями тонов туши художник изображает  деревья,  хижину, человека, горные вершины. Легкие размывы туши создают впечатление воздушной среды.

В свитке Дзёсэцу "Ловля рыбы тыквой на берегу горного потока" изображен старик, пытающийся поймать рыбу тыквой. Каждый сюжет суйбоку-га имеет глубокий подтекст: усилия при попытке поймать рыбу являются символом бесконечного труда, бесконечного на пути к познанию и постижению мира, старость главного героя означает длительность этого процесса, а ветхость и бедность его одежды - пренебрежение мирскими и житейскими благами ради высшей цели.

Расцвет живописи суйбоку-га связывают с творчеством Сэссю (вторая половина XV века).  В его картинах на первом плане появляется выразительное изображение природы,  жилищ,  приближенное к зрителю. На втором - образ грандиозной вселенной в виде величественных гор. В  его пейзаже "Зима" ощущение скованности природы зимним холодом достигается за счет резких параллельных и перпендикулярных штрихов черного цвета.

Литература:

1.  Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М.,1993.

2.  Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993.

3.  Долин А.А. Путь самурая// Проблемы Дальнего Востока. 1989.№6.

4.  Спеваковский А.Б. Самураи –военное сословие Японии. М.,1981.

5.  Судзуки Д. Мистицизм: христианский и буддийский. Киев.,1996.

6.  Сэнсом Д. Япония. Краткая история культуры. СПб.,1999.

Лекция №7. Литература средневековой Японии начала XII-

                                        середина XVI  вв.

Содержание:

1. Литература периода Камакура.

2. Литература периода Муромати.

3. Возникновение театра Но.

1.Литература периода Камакура.

В литературе этого периода наряду с уже существующей аристократической традицией формируется литературная традиция самурайского сословия. На политической арене появляется новый слой, создающий собственную культурную традицию. Параллельно продолжает существовать аристократическая культура, которая привносит в мир пессимистическое мироощущение.

Самурайское сословие в общей своей массе было неграмотным. Поэтому сначала появляется устная традиция героических сказаний о самураях и их подвигах. Затем эти разрозненные повествования начинают оформляться письменно. Так появляется жанр историко-героической повести  - гунка. По-видимому, первым произведением этого жанра была повесть "Хогэн-моногатари" (Сказание о годах Хогэн), посвященная междоусобной войне 1156 года.

Превратившись в произведения для чтения, гунки  стали включать в себя дополнительные хроникальные и нравоучительные отрывки. Эти сказания чаще всего записывались буддийскими монахами, не теми, что бродили с бива, а выходцами из аристократического сословия. Поэтому при записи сказы утратили свой первоначальный вид. Записывающие их монахи стремились изложить услышанное как можно более  грамотно и литературно. Многие эпизоды уточнялись, при этом использовались старые хроники и дневниковые записи.

Изменился язык, на котором  записывались произведения, если язык  хэйанской прозы и поэзии по лексики был чисто японским и примесь китайских иероглифов была в нем незначительной, то теперь в речь прочно входит слой китайской лексики, связанный в первую очередь с буддизмом ( слова типа карма и т.д.). Таким образом, в языке воинских эпопей оказались органично слиты две разные по своему составу и происхождению лексики  - японская и китайская.

В гунке главный упор теперь делается на сюжетную линию, то есть на канву повествования.