В механизме с поступательно движущимся толкателем (рис. 2.2, а) при вращении кулачка 1 толкатель 3 перемещается на величину линейного перемещения S= 0…Smax, занимая при определенном угле поворота j кулачка положения, задаваемые законом движения. Для уменьшения потерь на трение толкатель снабжается роликом 2, конструктивно выполненным в виде подшипника качения. В механизме с качающимся (коромысловым) толкателем (рис. 2.2, б) вращение кулачка приводит к угловому перемещению коромысла в пределах y = 0…ymax.
Исходные данные для проектирования кулачкового механизма содержат:
а) схему кулачкового механизма (рис. 2.2, а или 2.2, б);
б) закон движения толкателя (рис. 2.3);
в) максимальное перемещение толкателя Smax или ymax;
г) длину коромысла l (для кулачково-коромыслового механизма);
д) допускаемый угол давления в фазах удаления и сближения .
Проектирование кулачкового механизма состоит из двух этапов:
1. Определение основных размеров кулачка по допускаемому углу давления: начального радиуса r0 и смещения e — для механизма с поступательно движущимся толкателем; начального угла y0, межосевого расстояния a и начального радиуса r0 — для механизма с вращающимся толкателем (коромыслом).
2. Построение центрового (теоретического) и конструктивного (технологического) профилей кулачка — профилирование кулачка.
Закон движения толкателя выбирают из условия обеспечения приемлемых динамических нагрузок, задаваемых в виде графических или аналитических зависимостей одного из кинематических параметров (перемещения, скорости или ускорения) от времени t или угла поворота кулачка j. Кулачковые механизмы большинства машин работают при больших угловых скоростях кулачка, поэтому для снижения инерционных нагрузок необходимо обеспечить минимальные ускорения толкателя. При проектировании кулачковых механизмов задают закон изменения аналога ускорения — второй производной перемещения по углу поворота кулачка, а диаграмму перемещений толкателя получают в результате двукратного интегрирования функции ускорения.
Наибольшее распространение получили следующие законы изменения ускорения:
а) синусоидальный (рис. 2.3, а), обеспечивающий безударную работу;
б) косинусоидальный (рис. 2.3, б); данный и последующие законы обеспечивают «мягкий» удар, когда ускорение и силы инерции толкателя изменяются на приемлемо малую величину;
в) треугольный (рис. 2.3, в);
г) прямоугольный (рис. 2.3, г).
При равномерном вращении кулачка толкатель совершает циклические движения. В пределах каждого цикла различают фазы, характеризуемые фазовыми углами: jу — угол удаления, jд — угол дальнего стояния, jс — угол сближения, jб — угол ближнего стояния (рис. 2.3). В конструкции двигателя внутреннего сгорания в фазе удаления клапан под усилием от коромысла 2 открывается, обеспечивая всасывание атмосферного воздуха. В фазе дальнего стояния он остается максимально открытым. В фазе сближения под действием пружин он возвращается на место. В фазе ближнего стояния клапан остается закрытым, надежно изолируя камеру сгорания от окружающей среды. В сумме фазовые углы составляют один оборот кулачка:
. (11.1)
Рабочий профильный угол включает первые три фазы:
. (11.2)
Углом давления называется угол, образованный вектором силы Fn и вектором скорости толкателя. Сила Fn может быть разложена по двум направлениям: вдоль направления движения толкателя F' и перпендикулярно этому направлению F'' (рис. 11.1, а), определяемые через угол давления как
; (11.3)
. (11.4)
Рис. 11.1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.