2. В положительных колесах по сравнению с нулевыми колесами увеличиваются диаметры вершин и впадин, в результате они не смогут вписаться в делительное межосевое расстояние a. На картине зацепления в этом случае будет интерференция (наложение) зубьев шестерни и колеса (рис. 8.4, б) и передачу нельзя будет собрать при межосевом расстоянии aw = a.
3. Для обеспечения правильного зацепления необходимо увеличить межосевое расстояние aw, чтобы устранить интерференцию. Для этого оси колес в первом приближении следует раздвинуть на сумму смещений xS = m (x1+ x2). Радиальный зазор при этом должен оставаться стандартным (0,25 m). Однако при этом между нерабочими поверхностями зубьев возникнет недопустимо большой боковой зазор, который регламентируется стандартами. В таком зацеплении (рис. 8.4, в) при изменении направления вращения колес (реверсе) возникает «мертвый ход» и дополнительные динамические нагрузки.
4. Проблему решают, уменьшая суммарное смещение xS на величину так называемого уравнительного смещения Dym, где Dy — коэффициент уравнительного смещения. При этом образуется зацепление с нормированным боковым зазором jn, но для обеспечения стандартного радиального зазора зубья колес необходимо «обрезать» на величину Dym (рис. 8.4, г). Из приведенных рассуждений следует, что коэффициент воспринимаемого смещения равен:
y = x1 + x2 – Dy = – Dy. (8.21)
Высота зуба при этом уменьшается на величину уравнительного смещения:
h = m (2,25 – Dy). (8.22)
Межосевое расстояние, выраженное через углы профилей:
, (8.23)
где αw — угол зацепления, это угол профиля по начальным окружностям, определяемый как угол между линией зацепления, проведенной касательно основным окружностям, и перпендикуляром к межосевой линии. Из формулы (8.23) можно определить угол зацепления при известных прочих параметрах:
. (8.24)
При известных смещениях угол зацепления определяют по формуле:
. (8.25)
Начальные диаметры при известном межосевом расстоянии могут быть рассчитаны по формулам:
dw1 = 2aw/(i12 + 1). dw2 = i12dw1. (8.26)
Они также могут быть определены по формуле:
.
Диаметры вершин с учетом (8.11) рассчитывают по формуле:
da = m (z + 2 + 2x – 2Dy). (8.27)
Диаметры впадин:
df = m (z – 2,5 + 2x). (8.28)
В формулах (8.27) и (8.28) учтено увеличение диаметров колес на удвоенную величину смещения, а в формуле (8.27) — кроме увеличения еще и уменьшение диаметра вершин на удвоенное уравнительное смещение, выполняемое для устранения бокового зазора по нерабочим профилям зубьев. Радиальный зазор с всегда остается равным стандартной величине 0,25m.
Коэффициент перекрытия определяет среднее число зубьев, одновременно находящихся в зацеплении. При его увеличении повышается плавность работы передачи. Реально в прямозубом зацеплении одновременно работают либо одна пара зубьев, либо две пары. Но чем выше коэффициент перекрытия, тем прочнее передача, так как зубья работают менее напряженно. Его расчет ведут по формуле:
. (8.29)
Для определения коэффициента перекрытия используют также другую формулу (из ГОСТ 16532–70):
(8.30)
Толщина зуба по окружности произвольного диаметра dy:
. (8.31)
В частности, для проверки отсутствия заострения по вершинам зубьев шестерни рассчитывают sa по формуле (8.31), в которой вместо dy и ay ставят da и aa. Угол aa рассчитывают по формуле (8.22). В результате для окружности вершин имеем:
;
. (8.32)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.