На рис. 8.3 представлено внешнее эвольвентное зацепление. Один из параметров зацепления — делительное межосевое расстояние, которое рассчитывают по формуле:
a = 0,5m(z1+z2). (8.18)
Оно не зависит от расположения режущего инструмента относительно центра заготовки (смещения) и остается неизменным при любом смещении инструмента или его отсутствии. Межосевое расстояние aw зависит от величин смещений колес и соответствует выражению:
aw = a + ym, (8.19)
где y — коэффициент воспринимаемого смещения.
Для нарезания эвольвентных зубьев наиболее часто используется реечный инструмент, так как профиль зуба эвольвентной рейки представляет собой прямую линию. Долбяк обычно применяют для внутренних зубьев. В зависимости от расположения инструмента и заготовки различают нулевые колеса, положительные колеса и отрицательные колеса.
В положительном колесе средняя прямая инструментальной рейки смещена от центра заготовки на величину x = xm, где x — коэффициент смещения. Толщина зуба по делительной окружности оказывается при этом больше ширины впадины и равна:
s = 0,5pm + 2xm tga. (8.20)
Рис. 8.3
Положительным называется смещение инструмента от центра заготовки, отрицательным — к центру заготовки. При положительном смещении профиль зуба очерчивается более пологой, более удаленной от основной окружности частью эвольвенты; при этом увеличиваются диаметр вершин, диаметр впадин и делительная толщина зуба, но уменьшается толщина зуба по вершинам.
В отрицательном колесе средняя прямая смещена к центру заготовки на величину x. Делительную толщину зубьев рассчитывают по формуле (8.20) с учетом отрицательного коэффициента смещения. Размеры колес при отрицательном смещении уменьшаются. Нулевые колеса нарезают без смещения инструмента. Их параметры приведены в п. 8.2.
В зависимости от величин смещения сопряженных колес можно получить три типа передач, отличающихся расположением начальных и делительных окружностей: нулевая передача, положительная передача и отрицательная передача. Нулевой будет передача, составленная из нулевых колес либо из положительной шестерни и отрицательного колеса с равными по модулю, но с противоположными знаками смещениями, например:
х2 = –х1.
В этом случае нулевая передача называется равносмещенной. На кинематических схемах зацеплений изображают начальные окружности. Это окружности, перекатывающиеся друг по другу без скольжения.
Зацепления классифицируют по величине коэффициента суммы смещений хS. В нулевом зацеплении совпадают делительные и начальные окружности, межосевое расстояние и делительное межосевое расстояние, а угол зацепления равен углу профиля (20°). В положительной передаче делительные и начальные окружности не совпадают, а коэффициент суммы смещений > 0. Положительная передача чаще всего образуется положительными колесами. В положительной передаче по сравнению с нулевой увеличиваются межосевое расстояние аw и угол зацепления aw.
В отрицательной передаче хS < 0, аw < а, aw < a. Ее геометрия изменяется по сравнению с положительной передачей в противоположную сторону. Процесс изменения параметров положительного зацепления по сравнению с нулевым поясняется следующими иллюстрациями (рис. 8.4).
1. В нулевых колесах межосевое расстояние aw равно делительному межосевому расстоянию a (рис. 8.4, а). Но при числах зубьев шестерни, меньших 17, как принято в заданиях на курсовой проект, ножка зуба шестерни будет подрезана. Устранить подрезание зубьев шестерни можно положительным смещением инструмента в направлении от центра заготовки. Для улучшения многих качественных показателей зацепления целесообразно парное звено — колесо спроектировать также положительным, хотя влияние смещения на свойства колеса менее эффективно, чем на зубья шестерни.
Рис. 8.4
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.