С учетом того, что при построении диаграмм r1 = х, а r2 = g – x, формула расчета g приобретет вид:
. (8.43)
Диаграмма коэффициента давления g приведена на рис. 8.6, б. Реальные очертания диаграмма имеет в пределах активной линии зацепления А2А1, причем в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага pb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты делят пополам. Из диаграммы видно, что при однопарном зацеплении наименьшие контактные напряжения возникают вблизи полюса зацепления W и соответственно вблизи полюсной линии на поверхности зуба. Влияние смещения на контактную прочность зубчатой передачи может быть оценено по расчетной формуле:
, (8.44)
где K1 — численный коэффициент; T2 — вращающий момент на колесе, Н·мм; KH — коэффициент нагрузки; b2 — ширина венца колеса, мм; V — параметрический коэффициент, обобщающий все параметры, кроме aw и .
При увеличении положительного смещения увеличивается угол зацепления. В формуле (8.44) при этом увеличивается знаменатель и снижается рабочее контактное напряжение, что свидетельствует о повышении контактной прочности. В положительном зацеплении межосевое расстояние aw выше делительного межосевого расстояния a, что создает аналогичный эффект.
Таким образом, при увеличении суммарного смещения контактная прочность повышается, так как увеличиваются угол зацепления и межосевое расстояние.
Геометрию простой зубчатой передачи для построения картины эвольвентного зацепления рассчитывают по программе ТМ21 в системе GWBASIC. Исходные данные вводят в такой последовательности: модуль простой ступени, числа зубьев шестерни и колеса, например: 6, 13, 27. Машина рассчитывает и выводит на печать делительное межосевое расстояние a и минимально допустимый коэффициент смещения xmin из условия неподрезания, который рассчитывается по формуле:
xmin = (17 – z)/17. (8.45)
Зубчатую передачу необходимо спроектировать положительной, с коэффициентом суммы смещений > 0. В этом случае межосевое расстояние aw необходимо принять больше делительного межосевого расстояния a с условиями:
– aw должно быть больше a не более чем на модуль зацепления m во избежание заострения зубьев;
– aw должно быть кратным 5 мм.
Величину awстудент назначает самостоятельно и вводит ее в машину, которая после этого рассчитывает коэффициент суммы смещений . При 0,5 следует принимать x1 = , x2= 0. При = 0,5…1,1 разбивку на x1 и x2 студент выполняет с помощью ЭВМ. Цель разбивки коэффициента суммы смещений — оптимизация коэффициентов смещения по двум критериям: изгибной прочности и износостойкости. В обоих случаях в компьютерной программе ТМ21 организуются циклы расчетов геометрических параметров с различными смещениями при сохранении неизменным суммарного коэффициента смещения . В программу заложены коэффициенты смещения шестерни в пределах x1 = 0,2…1,3 с шагом Δx = 0,1, а коэффициенты смещения колеса рассчитываются по формуле:
x2 = – x1. (8.46)
По результатам расчетов компьютер выдает две таблицы. Первая из них под названием «Оптимизация по изгибной прочности» содержит x1 и x2, толщины зубьев шестерни и колеса по окружностям вершин sa1 и sa2 и коэффициент перекрытия ea. Пример распечатки оптимизации смещений по изгибной прочности приведен на рис. 8.7.
Анализ таблицы заключается в том, что студент должен выбрать максимально допустимый коэффициент смещения шестерни x1max, обеспечивающий наибольшее повышение изгибной прочности при непременном выполнении двух условий: незаострения, выполняемого при sa1 0,25m и непрерывности зацепления при ea 1,2. Для этого по табличным данным необходимо построить график sa1 = sa1(x1) и провести на нем линию заострения sa1доп = 0,25m.
Рис. 8.7
Рис. 8.8
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.