где aB — линейное постоянное ускорение точки B, м/с 2; — относительное нормальное ускорение; — относительное тангенциальное ускорение; — кориолисово ускорение; — относительное ускорение.
Линейное ускорение во вращательном движении раскладывают на нормальную и тангенциальную составляющие. Ускорение aB имеет только нормальную составляющую, так как угловое ускорение = 0:
. (4.12)
Нормальное ускорение направлено к центру вращения. Его определяют также по формуле:
. (4.13)
Тангенциальное ускорение является искомым, но имеет известное направление — перпендикулярно нормальному. Также известно направление относительного ускорения в поступательном движении — вдоль направляющей. Кориолисово ускорение имеет место только в поступательной кинематической паре и только при вращающейся направляющей (задание 6). Модуль кориолисова ускорения
, (4.14)
где — угловая скорость направляющей; — относительная скорость в поступательной паре.
Направление кориолисова ускорения определяют поворотом вектора относительной скорости на 90° в сторону вращения направляющей (). Масштаб плана ускорений в мм/(м×с-2):
, (4.14)
где — отрезок, изображающий ускорение точки В.
Например, при aB = 840 м/с2 можно принять = 84 мм, тогда масштаб = 84/840 = 0,1 мм/(м×с-2). Из полюса p(a, x-x) плана ускорений (рис. 4.5) проводят вектор нормального ускорения aB длиной к центру вращения кривошипа, от точки В к точке А (рис. 4.2). Из точки bв соответствии с первым уравнением системы (4.11) проводят направление от точки С к точке В вектор нормального ускорения длиной , а из точки n — направление тангенциального ускорения перпендикулярно нормальному (перпендикулярно звену ВС).
Рис. 4.5 |
Решая второе уравнение системы (4.11), при неподвижной направляющей (аx-x = 0) и отсутствии кориолисова ускорения ( = 0) из полюса p проводят направление параллельно направляющей до пересечения с вектором точке c. Направляя искомые векторы в искомую точку c, определяют их направления.
Проводя суммарный вектор bс, на его длине находят точку s2 по пропорции (4.8) и соединяют ее с полюсом p. Модули искомых ускорений:
; ; . (4.16)
Модуль углового ускорения шатуна в с-2:
. (4.17)
Направление углового ускорения определяют переносом вектора в точку С шатуна. На рис. 4.4 его направление положительное (против часовой стрелки).
Для диады 4–5 механизма ДВС записывают систему уравнений, аналогичную (4.11), с индексами при ускорениях, соответствующих системе (4.10):
(4.18)
где aD — ускорение точки D.
.
Из полюса p плана ускорений проводят вектор pd= pb в направлении от точки D к точке A, из его конца — направление и т.д. в соответствии с уравнениями (4.18) и вышеприведенными действиями. Из анализа плана ускорений механизма ДВС следует, что
aE = –aC; aS4 = –aS2; e4 = e4.
План ускорений механизма ДВС приведен на рис. 4.5. Примеры построения планов ускорений диад 1-го и 3-го видов приведены в пособии [2].
1. Графический метод планов позволяет определить линейные скорости и ускорения любой точки механизма, угловые скорости и ускорения звеньев механизма в заданном положении начального звена.
2. Кинематический анализ начинают с составления систем векторных уравнений для групп Ассура, где неизвестны скорости и ускорения их средних кинематических пар. Кинематическому анализу предшествует структурный анализ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.