Курсовое проектирование по "Теории механизмов и машин", страница 36

                                         .                               (5.18)

Например, в точках B и D механизма ДВС , ; в точке A ; в точках С и Е ; ; rрадиус шарнира, м; определяется ориентировочно из расчета на износостойкость. Диаметр шарнира в мм:

                                         ,                              (5.19)

где  — допускаемое давление; рекомендуется принимать  = = 15 МПа для антифрикционной пары сталь-бронза. В этом случае

                                                                          (5.20)

и соответственно .

Во вращательной паре 01 (коренная шейка) диаметр шарнира кроме того определяют из расчета на кручение по уравновешивающему моменту  в Н×м:

                                      ,                           (5.21)

где  — допускаемое напряжение на кручение; при  = 15 МПа

                                          .                                (5.22)

Из двух значений принимают большее. Например, при R01= = 15400 Н и  = 800 Н×м  мм; мм. Следует принять мм по ГОСТ 6636–69. Механизм ДВС имеет кососимметричное расположение звеньев и кинематических пар. При назначении диаметров следует принимать  (шатунные шейки) и  (поршневые пальцы).

При использовании компьютерных расчетов диаметры шатунных шеек рассчитывают по формуле (5.20) по максимальному из 24 значений R12и R14. Аналогично диаметры поршневых пальцев рассчитывают по максимальному значению реакций R23 и R45. Диаметры шатунных шеек d12 = d14 следует принимать на 10…15 мм меньше диаметра коренной шейки, а диаметры поршневых пальцев d23 = d45 — на 10…15 мм меньше диаметра d12. Рассчитанные по компьютерным распечаткам диаметры шарниров следует записать в пояснительную записку.

Механический КПД для двигателей рассчитывают по формуле:

                                          .                                (5.23)

В механизмах технологических машин мгновенная мощность

                                        ,                              (5.24)

где  — мощность сил полезных сопротивлений; определяются по формуле (5.16), а механический КПД

                                          .                                (5.25)

5.6. Аналитические методы

5.6.1. Силовой расчет диады 23

Приведенная методика соответствует рычажному механизму ДВС. Расчетная схема диады 23 (рис. 5.7) отличается от аналогичной при графо-аналитическом методе.

Рис. 5.7

Особенности схемы по сравнению с графо-аналитическим методом:

– изображение искомых сил и их составляющих (, ,) в положительных направлениях осей x и y;

– сила сопротивления Fc — положительная, она направлена против движения ползуна С, в другом варианте движущая сила Fд — отрицательная, направлена по движению ползуна С;

– составляющие сил инерции  и , направленных против ускорений, показаны отрицательными с учетом положительных направлений составляющих ускорений, так же, как и сила инерции ползуна ;

– аналогично момент сил инерции  показан отрицательным;

– вес G показан отрицательным, так как всегда направлен вниз;

– для составления моментных уравнений точка К вынесена за пределы диады;

– в моментных уравнениях используют координаты точек В, С и S2.

                                                    (5.26)

А. Реакцию  находят из уравнения проекций сил, действующих на диаду:

                      ; .            (5.27)

Б. Для определения второй составляющей  записывают уравнение моментов; в общем виде относительно произвольной точки A:

                                        ,                              (5.28)

где x, yкоординаты точки приложения силы, м; X, Yпроекции силы на оси x и y, Н.

При вычислении момента силы относительно выбранной точки Kиспользуют локальные координаты  и . Так, например, для точки S2 это будут координаты  и . В этом случае уравнение (5.28) примет вид:

;  (5.29)

При условии  и искомая реакция определяется так:

             

       . (5.30)

В. Реакцию R03 находят из уравнения проекций сил, действующих на диаду, на ось y:

                           .                 (5.31)