обеспечить навигационную безопасность полетов;
обеспечить выгодные условия защиты от истребителей ПВО.
В соответствии с первым фактором минимальная дистанция между самолетами должна обеспечивать позади идущему самолету возможность маневра по курсу для обхода области поражения ракетой, пущенной по впереди идущему самолету. Для этого она должна быть:
где —радиус поражения ракеты;
— минимальный радиус разворота са-
молета;
— скорость самолета; — ускорение свободного падения, = 9,8 м/с2;
— максимально допустимый угол крена.
Безопасные интервалы между самолетами (по фронту) должны быть не менее 2rпор. Безопасные интервалы по высоте определяются аналогично с учетом маневренных характеристик самолетов в вертикальной плоскости.
Для раздельного наблюдения целей необходимо, чтобы разрешающая способность по плоскостным координатам была не хуже значений безопасных интервалов и дистанций.
Связь между разрешающей способностью по плоскостным координатам и требуемыми разрешающими способностями по дальности и азимутуопределяется выражением
Разрешение по дальности технически обеспечить легче, чем поугловым координатам, поскольку желаемые значения разрешающей способности по азимуту дажепри сравнительно больших расстояниях между целями, равных, например, 1 ... 2 км, составляют доли градуса (на дальностях 300... 500 км).
Влияние разрешающей способности на помехозащищенность РЛС от пассивных помех объясняется тем, что она определяет импульсный объем РЛС. Чем хуже разрешающая способность, тем больше импульсный объем РЛС и тем большее количество мешающих отражателей попадает в него, создавая более мощный отраженный помеховый сигнал. Для выделения полезных сигналов в этом случае требуется большее значение коэффициента подавления пассивных помех, обеспечить которое не всегда представляется возможным вследствие увеличения градиента скорости ветра в импульсном объеме.
1.6. ПОМЕХОЗАЩИЩЕННОСТЬ
Помехозащищенность — это свойство РЛСвыполнять свои задачи с допустимым снижением качества в условиях помех.
Воздействие активных и пассивных помех на РЛС проявляется различным образом, что затрудняет введение единого критерия оценки помехозащищенности.
Из активных помех наиболее эффективными являются шумовые маскирующие помехи (АШМП), структура которых близка к внутренним шумам приемного устройства. Воздействие таких помех приводит к уменьшению отношения сигнал—шум на входе приемного тракта, вследствие чего уменьшается дальность обнаружения целей.
В качестве критериев оценки помехозащищенности РЛС в условиях АШМП используют максимальную дальность обнаружения цели с заданной эффективной поверхностьюв условиях активных помех или коэффициент сжатия зоны обзора
(здесь—максимальная дальность действия РЛС в отсутствии помех) при заданных качестве обнаружения, способе постановки помех, дальности до постановщика активных помех (ПАП) и спектральной плотности помехи, излучаемой ПАП в направлении на РЛС.
Для более полной характеристики помехозащищенности, как правило, задают несколько значений указанных показателей, соответствующих случаям постановки АШМП по главному лепестку, первым боковым и дальним боковым лепесткам (фону) диаграммы направленности антенны РЛС.
Наиболее распространенными способами создания пассивных помех (ПП) являются сбрасывание с самолета-постановщика дипольных отражателей в виде стандартных пачек и полет на малых высотах.
За счет отражений от диполей или подстилающей поверхности (местных предметов) создается мешающий фон, затрудняющий или даже исключающий возможность обнаружения сигналов от целей.
Цель обнаруживается в облаке дипольных отражателей (ДО), если мощность помеховых сигналов, отраженных от диполей, распределенных в импульсном объеме, превышает в допустимое число раз мощность сигнала, отраженного от цели. Таким образом, количество пачек ДО в импульсном объеме РЛС, при котором обеспечивается обнаружение целей с заданным качеством, может характеризовать помехозащищенность РЛС в условиях ПП. Однако такой критерий, с одной стороны, не позволяет сравнивать различные РЛС с точки зрения их помехозащищенности, а с другой,— создает трудности при разработке требований к помехозащищенности. Поэтому помехозащищенность РЛС в усло-
виях применения противником ДО обычно характеризуют количеством пачек на 100 м пути (линейной плотностью ДО), при котором обеспечивается обнаружение целей с требуемым качеством. При заданной линейной плотности помехозащищенность в условиях ПП определяется максимальной дальностью обнаружения целей или коэффициентом сжатия зоны обзора .
Отличительной особенностью сигналов, отраженных от местных предметов, является отсутствие доплеровского смещения частоты и узкий спектр флюктуаций, вследствие чего степень их подавления практически однозначно определяется техническими возможностями аппаратуры защиты РЛС от ПП. Поэтому помехозащищенность РЛС в условиях отражений от местных предметов обычно оценивается коэффициентом подавления мешающих отражений или коэффициентом подпомеховой видимости.
Разработка требований к помехозащищенности РЛС основывается как на количественной оценке помеховой обстановки, которая может быть создана вероятным противником с учетом перспектив развития его средств электронного подавления, так и на анализе технических возможностейметодов и устройств защиты от помех, реализуемых на современном уровне развития техники.
1.7. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ
Информационной способностью РЛС называют максимальное количество целей, по которым РЛС может выдавать информацию заданного качества при установленной дискретности (периоде обновления).
Для оценки воздушной обстановки и принятия обоснованного решения необходима информация обо всех целях, которые находятся в границах данной группировки средств ПВО. В определении ожидаемого количества таких целей, приходящихся в среднем на одну РЛС, и состоит методика расчета необходимой информационной способности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.