Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 9

Рис. 11. Вентиль контроля максимального заполнения баллона:

1 – рукоятка; 2 – втулка; 3 – шток; 4 – клапан; 5 – корпус; 6 – штуцер; 7 – пробка

Когда установка исправна и жидкостный расходный вентиль открыт, скоростной клапан под действием пружины (10) находится в верхнем положении (прижат к стопорному кольцу (8)), и газ обтекает клапан, проходя через промежутки между его вертикальными выступами (в). При нарушении   герметичности системы давление в её трубопроводах, расположенных после жидкостного расходного вентиля, падает и, вследствие образующейся разности  давлений перед скоростным клапаном (9) (т.е. давлением в баллоне) и за ним (в трубопроводе, присоединённом к штуцеру (7)), клапан, преодолевая силу упругости пружины (10), опускается и плотно прижимается к внутреннему кольцевому выступу (а) штуцера (7). После этого газ может проходить в трубопровод, присоединённый к штуцеру (7), только через отверстие (б), благодаря чему утечка газа сводится к минимуму.

Вентиль контроля максимального заполнения баллона (рис. 11) позволяет избежать превышения допустимого макси­мального уровня газа при заправке баллона. Баллон можно заполнять жидкостью только на 90% его объема,   остальные 10% образуют паровую подушку, за счёт которой при нагрева­нии объем жидкого газа может увеличиваться, не вызывая опасного увеличении давления в баллоне. Верхний срез находя­щейся в баллоне трубки вентиля контроля  максимального заполнения расположен на уровне, соответствующем 90% объема баллона. При заправке отвертывают пробку (7), с помощью рукоятки (1) открывают клапан (4), и через штуцер (6) из верхней части баллона (паровой подушки)  начинает выходить газ. Появление из штуцера капель жидкости служит признаком достижения её предельного уровня и необходимости прекратить заправку.

Указатель уровня жидкого газа состоит из двух частей – собственно указателя,   расположенного на щитке приборов в кабине водителя, и датчика 3 (см. рис. 7), укрепленного на переднем днище газового баллона. Ползун реостата датчика управляется поплавком (8).

Рис. 12. Указатель уровня жидкого газа:

а – электрическая схема; б – устройство датчика; Б («батарея») и Д («датчик») – выводы указателя; 1 – аккумуляторная батарея; 2 – выключатель зажигания;  3, 6, 7 – стрелка указателя, её якорек и противовес; 4, 8 – электромагниты; 5, 9 – полюсные наконечники (внешние магнитопроводы) электромагнитов; 10 – корпус указателя; 11, 14 – выводы датчи­ка; 12, 13 – реостат и его ползун; 15 – поплавок; 16 – корпус датчика

Принципиальная электрическая схема (рис. 12) и действие указателя уровня жидкого газа такие же, как у указателей уровня топлива базовых бензиновых автомобилей.

Предохранительный клапан предотвращает чрезмерное повышение давления в баллоне, которое может произойти, например, при высокой температуре окружающего воздуха или при нагревании баллона прямыми солнечными лучами.

Рис. 13. Предохранительный клапан:

а – отверстие для выхода газа в атмосферу; 1 – пломба; 2 – стопорный винт; 3 – шток; 4 – колпак;  5 – пружина; 6 – уплотнительная вставка клапана; 7 – корпус

Клапан (рис. 13) состоит из ввинченного в днище баллона корпуса (7), собственно клапана с уплотнительной вставкой (6), пружины со штоком (3) и колпака. Корпус клапана соединён с полостью   баллона   трубкой,   верхний   срез   которой находится выше максимального уровня жидкого газа.

Пока давление в баллоне не превышает 1,6 МПа (16 кгс/см2), клапан под действием силы упругости пружины (5) остается за­крытым (прижатым к седлу корпуса). Когда давление становится больше указанной величины, сила давления газов на кла­пан преодолевает силу упругости пружины и открывает кла­пан. Через зазор между клапанами и седлом, полость колпа­ка (4) и его отверстия (а) испаренный газ выходит в атмосферу. Вследствие этого давление в баллоне падает до нормы и пру­жина закрывает клапан.

Силу упругости пружины (5), а следовательно, и давление открытия предохранительного клапана, регулируют навинчива­нием на корпус (7) или свинчиванием с него колпака (4). После регулировки колпак закрепляют стопорным винтом (2), защищен­ным пластичной пломбой (1).

Магистральный вентиль позволяет водителю прекращать подачу газа из баллона к приборам газобаллонной установки, когда автомобиль поставлен на временную стоянку в течение рабочей смены (при стоянках в межсменное время закрывают также и расходные вентили баллона).

По устройству магистральный вентиль (рис. 14) аналогичен паровому расходному вентилю. Корпус (7) вентиля крепится с помощью кронштейна (1) к передней стенке кабины водителя со стороны моторного отсека. Для удобства   пользования вентилем его рукоятка (5) выведена в кабину водителя.

Рис 14. Магистральный вентиль:

1 – кронштейн крепления вентиля; 2 – штуцер подвода газа; 3 – крышка; 4 – шток; 5 – рукоятка; 6 – клапан; 7 – корпус

Рис. 15. Испаритель:

а – испаритель в сборе; б – схема движения газа; в – испаритель в разрезе; 1, 5 – части корпуса; 2, 4 – полости для жидкости, поступающей из системы охлаждения; 3 – канал для газа; 6 – кран для слива жидкости из полостей 2 и 4

Испаритель. Действие испарителя основано на том, что в нём жидкий газ,    поступающий из баллона через магистральный вентиль, подогревается жидкостью, циркулирующей в системе охлаждения двигателя.

В разборном корпусе испарителя (рис. 15), отлитом из алюминиевого сплава,   обладающего хорошей теплопроводностью, находится извилистый (для увеличения поверхности нагрева) газовый канал (3). Стенки канала окружены полостями (2) и (4),  по  которым движется горячая жидкость, поступающая в испаритель из системы охлаждения двигателя. Затем жидкость возвращается в систему охлаждения.

Магистральный газовый фильтр и электромагнитный запор­ный клапан. Магистральный фильтр предназначен для очистки газа от смолистых и    механических примесей. К корпусу (7) фильтра (рис. 16) прикреплён болтом (5) стакан (2), внутри которого находится фильтрующий элемент, состоящий из металлической сетки (4) и набора войлочных колец (3), проходя через которые, газ очищается от примесей.