Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 7

Нормативные значения расхода газового топлива для автомобилей, водители которых работают сдельно, складываются из так называемых линейных норм, учитывающих расход топ­лива на 100 км пробега автомобиля или автопоезда без груза, и норм на выполненную транспортную работу.

Линейные нормы расхода СНГ для газобаллонных автомо­билей утверждены постановлением Госплана СССР от 17.07.83 г. № 171 и приведены в табл. 7.

Таблица 7

Временные линейные нормы расхода сжиженного нефтяного газа для одиночных газобаллонных автомобилей

Базовая модель автомобиля

ЗИЛ-138

ЗИЛ-138В1 (одиночный)

ЗИЛ-ММЗ-45023

ГАЗ-52-07

ГАЗ-53-07

Линейная норма расхода СНГ, л/100 км

42

43

53

30

37

Постановлением Госплана СССР от 08.01.86 г. утверждены линейные нормы расхода топлива для газобаллонных автомо­билей, предназначенных для работы на СПГ (табл. 8).

Таблица 8

Временные линейные нормы расхода топлива для газобаллонных автомобилей, работающих на СПГ

Базовая модель автомобиля

ЗИЛ-138А

ЗИЛ-138АБ

ЗИЛ-138АГ

ГАЗ-52-27

ГАЗ-53-27

Линейная норма расхода бензина, л/100 км*

32,5

38,5

33,0

23,0

26,5

Линейная норма расхода СПГ, нм3/100 км

31,5

38,0

32,5

21,0

25,5

* Введение норм расхода бензина для газобаллонных автомобилей, предназначенных для работы на СПГ, связано с тем, что в ряде областей до момента ввода в действие автомобильных газонаполнительных компрес­сорных станций (АГНКС) указанные автомобили вынуждены временно ра­ботать на жидком топливе.

Следует отметить, что при возможности заправки газовым топливом применение бензина для газобаллонных автомобилей допускается лишь в крайних случаях, связанных и основном с отказами и неисправностями в газовой системе питания. Одна­ко в силу ряда технологических особенностей обслуживания газобаллонных автомобилей в автотранспортных предприятиях, а также  затрудненного пуска двигателя на газе при отрицательных температурах воздуха разрешается расходовать бен­зин в соответствии с данными рекомендуемой (ориентировоч­ной) табл. 9. Количество израсходованного бензина должно списываться в этом случае по актам.

Таблица 9

Рекомендуемые нормы расхода бензина для газобаллонных автомобилей

Модель автомобиля

Расходы бензина (л), в % от фактического расхода газа

Летний период

Зимний период

ГАЗ-52-07, ГАЗ-52-08, ГАЗ-53-07

До 1

До 2

ЗИЛ-138, ЗИЛ-138В1, ЗИЛ-ММЗ-45023

До 0,5

До 0,8

ГАЗ-52-27, ГАЗ-52-28, ГАЗ-53-27, ЗИЛ-138А, ЗИЛ-138АБ, ЗИЛ-138АГ

До 0,3

До 10 в месяц

Линейные нормы для автопоездов рассчитываются как сум­ма линейной нормы одиночного автомобиля и произведения собственной массы прицепа или полуприцепа, выраженной в тоннах, и величины 2,5 л при работе на СНГ, 2 нм3 при рабо­те на СПГ и 2 л при работе на бензине.

Для автомобилей, оборудованных специализированными ку­зовами, линейная норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается (или уменьшается) на 2,5 л для СНГ, на 2 нм3 для СПГ, на 2 л при работе на бензине на каждую тонну пре-вышения (или снижения) массы специализированного автомо­биля по сравнению с базовым.

Расход топлива на 100 т•км выполненной транспортной рабо­ты устанавливается в размере 2,5 л при работе на СНГ, 2 нм3 при работе на СПГ и 2 л при работе на бензине.

Транспортная работа автомобилей-самосвалов учитывается сложением линейной нормы с расходом топлива на каждую ездку с грузом – по 0,25 л для СНГ и бензина и 0,25 нм3 – для СПГ.

Для автомобилей, работающих с почасовой оплатой, норма расхода топлива на пробег увеличивается на 10% по сравнению с линейной, без учёта каких-либо надбавок на транспортную работу.

Изменения норм расхода топлива, связанных с дорожными и климатическими условиями, зимними надбавками, использованием автомобилей в качестве   технологического транспорта и др., остаются такими же, как и для бензиновых автомобилей.

Глава 3. ГАЗОБАЛЛОННЫЕ АВТОМОБИЛИ, РАБОТАЮЩИЕ HA СЖИЖЕННЫХ НЕФТЯНЫХ ГАЗАХ

Газобаллонные автомобили отличаются от бензиновых и дизельных   наличием газобаллонной установки, предназначенной для питания двигателя горючей (газовоздушной) смесью надлежащего состава.

Общее устройство и действие газобаллонной установки. У всех автомобилей, работающих на сжиженных нефтяных газах, газобаллонные установки имеют одинаковое принципиальное устройство. Незначительные                                 различия между ними определяются видом установленного на автомобиле двигателя, который может быть газовым или универсальным.

Рис. 2. Схема газобаллонной установки для работы на сжиженных газах:

1 – испаритель сжиженного газа; 2 – редуктор; 3 – дозирующе-экономайзерное устройство редуктора; 4 – манометр: 5 – входной фильтр ре­дуктора: 6 – топливный бак резервной системы питания; 7 – баллон для газа; 8 – магистральный вентиль; 9 – электромагнитный запорный клапан; 10 – магистральный газовый фильтр; 11 – газовый смеситель; 12 – двигатель; 13 – топливный насос резервной системы   питания; 14 – карбюратор

В состав газобаллонной установки автомобиля с газовым двигателем (рис. 2)  входят: газовый баллон или два баллона (7), магистральный вентиль (8), испаритель (1), магистральный газовый фильтр (10), электромагнитный запорный   клапан (9), редуктор (2) с входным газовым фильтром (5) и дозирующе-экономайзерным устройством (3), манометр (4), газовый смеситель (11), газопроводы высокого и низкого давления.

Помимо газобаллонной установки автомобили оснащены резервной системой питания, дающей возможность работать на бензине. Эта система состоит из топливного бака (6), топливного насоса (13), карбюратора (14) и топливопроводов.