С понижением температуры окружающего воздуха упругость паров повышается, с повышением температуры – увеличивается. Но давление паров у СНГ всегда должно быть достаточным, чтобы обеспечить подачу топлива к двигателю при пониженных температурах окружающего воздуха, и в то же время быть слишком большим при повышенных температурах, чтобы не пришлось баллоны для хранения СНГ делать толстостенными, следовательно, тяжелыми.
Поддержание давления паров СНГ в желаемых пределах достигается установлением в смеси соответствующего соотношения пропана и бутана.
Согласно ГОСТ 20448–81 в СССР предусмотрен выпуск СНГ двух составов: СПБТЗ – смесь пропана и бутана технических, зимняя, СПБТЛ – смесь пропана и бутана технических, летняя. Зимняя смесь содержит не менее 75% пропана и не более 20% бутана. Летняя смесь – соответственно не более 34% пропана и не менее 60% бутана.
Эти газы, используемые для бытовых нужд, иногда применяются и в качестве топлива для автомобилей. Однако опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал, что удовлетворительные параметры по мощности, топливной экономичности и токсичности отработавших газов могут быть обеспечены только при строгой регламентации компонентного состава газа, поставляемого в качестве топлива. С целью получения гарантированных эксплуатационных качеств газобаллонных автомобилей были разработаны технические условия ТУ 38 001302–78 «Газы углеводородные сжиженные топливные для газобаллонных автомобилей», основные показатели которых представлены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели |
Единица измерения |
Норма |
Углеводородный состав, массовая доля компонентов: |
% |
|
пропан |
80±5 |
|
сумма непредельных углеводородов, не более |
6 |
|
сумма пентанов, не более |
3 |
|
Жидкий осадок при +40°С, объёмная доля |
% |
Отсутствует |
Избыточное давление насыщенных паров |
МПа (кгс/см2) |
|
при +45°С, не более |
1,6 (16) |
|
при –30°С, не более |
0,07 (0,7) |
|
Содержание сероводорода, массовая доля, не более |
% |
0,003 |
Содержание общей серы (для одорованного газа), массовая доля, не более |
% |
0,015 |
Содержание свободной воды и щёлочи |
Отсутствуют |
|
Запах должен ощущаться при содержании газа, объёмная доля |
% |
0,5 |
Сжиженные газы запаха не имеют, но для обнаружения газа в воздухе при утечке в него вводятся одоранты – специальные вещества, которые в определенных концентрациях не вредны для человека и не разрушают материалы, применяемые в газовых системах. Запах одоранта, например этилмеркаптана, ощущается при содержании его 0,2 г в 1000 м3 воздуха. Надо помнить, что сжиженные газы не ядовиты, однако попадая на кожу, вследствие быстрого испарения могут вызвать её обмораживание.
Большой коэффициент объемного расширения жидкой фазы таких газов предопределяет необходимость паровой подушки в каждом баллоне. В случае заполнения баллона до отказа (без наличия паровой подушки) даже незначительное повышение температуры газа приведёт к резкому увеличению давления жидкости в баллоне и его разрушению. Это увеличение составляет примерно 0,7 МПа (7 кгс/см2) на каждый градус повышения температуры жидкой фазы.
В отечественных автомобильных баллонах для СНГ предусмотрен объём паровой подушки, равный 10% от полной ёмкости баллона. Такой объём позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию баллонов и требуемое давление газа при изменении температуры окружающего воздуха от –30°С до +40°С. При повышении давления газа сверх нормативного произойдёт срабатывание предохранительного клапана, и часть газа из баллона будет выпущена. Контроль заполнения баллона обеспечивается специальным вентилем.
Плотность жидкой фазы СНГ составляет 560...600 кг/м3 при 0°С и нормальном атмосферном давлении. Плотность паровой фазы при тех же условиях колеблется в пределах 2,0...2,7 кг/м3.
Так как сжиженный нефтяной газ тяжелее воздуха (пропан и 1,56 раза, бутан в 2,09 раза), то при утечках он будет скапливаться внизу на поверхности земли, а также в различных углублениях (приямках, смотровых канавах), образуя с воздухом взрывоопасную смесь. Нижний предел воспламеняемости газа составляет всего 1,8...2,4%, что обусловливает взрыво- и пожароопасность СНГ и требует неукоснительного выполнения правил безопасности и охраны труда при эксплуатации, техническом обслуживании и хранении газобаллонных автомобилей.
Подаваемые в магистральные газопроводы с различных месторождений природные газы отличаются своим компонентным составом и качественными показателями, но для заправки автомобилей применяется сжатый природный газ только двух марок А и Б. В обоих случаях основой является метан.
Компонентный состав этих газов в соответствии с разработанными Мингазпромом СССР техническими условиями ТУ 51 166–83 «Газ горючий природный сжатый, топливо для газобаллонных автомобилей» представлен ниже.
Таблица 5
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.