Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 12

Рис. 24. Схема газового смесителя и его соединения с газовым редуктором:

а – газовый   редуктор;   б – газовый   смеситель;   1 – корпус  газового   редуктора; 2 – шланг подвода газа к главной дозирующей системе смесителя; 3 – трубка подвода газа к системе холостого хода смесителя; 4 – стержень диафрагмы второй ступени редуктора; 5 – воздушная заслонка; 6 – корпус смесителя; 7 – газовая форсунка; 8 – диффузор; 9 – крышка с патрубком подвода газа и каналами системы холостого хода смесителя; 10, 12 – винты регулировки работы смесителя при  холостом ходе; 11, 18 – каналы; 13, 14 – отверстия для выхода газа при работе на малых частотах холостого хода; 15 – дроссельная заслонка; 16 – патрубок   подвода газа к главной дозирующей системе; 17 – обратный клапан

В средней части обеих камер имеются диффузоры (8), в горловины которых выведены газовые форсунки (7) с отверстиями, обращенными вниз; диффузоры и форсунки образуют главную смесеобразующую систему газового смесителя. Газ к форсункам поступает из дозирующе-экономайзерного устройства редуктора через шланг (2), патрубок (16) и обратный клапан (17).

В нижних патрубках смесительных камер помещены дрос­сельные заслонки   (15), жестко укрепленные на общем валике, левый внешний конец которого связан с механизмом ножного и ручного привода управления дроссельными заслонками,   а правый – с центробежно-вакуумным ограничителем максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

К нижней части корпуса смесителя прикреплена крышка (9) с патрубком подвода газа к системе холостого хода и каналами, через которые подводимый газ поступает к отверстиям (13) и (14) в стенках смесительных камер, расположенным вблизи края дроссельных заслонок, находящихся в положении закрытия.

Водитель воздействует на работу газового смесителя, поль­зуясь находящимися в кабине педалью и рукояткой (кнопкой) управления дроссельными заслонками, а также рукояткой (кнопкой) управления воздушными заслонками. Эти органы управления соединены механическими приводами с рычагами (1) и (7) смесителя (рис. 25).

Приготовление газовоздушной смеси в смесителе при раз­ных режимах работы двигателя происходит следующим об­разом (процесс смесеобразования описывается для одной из смесительных камер; во второй он совершается так же).

Во время пуска и при малых частотах вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя, когда дроссельная заслонка смесителя закрыта или слегка приоткрыта, наибольшее разрежение в смесительной камере образуется в узкой  щели между краем дроссельной заслонки и стенкой смесительной ка­меры, а также в задроссельном пространстве (см. рис. 24). Под действием разрежения газ из второй ступени редуктора (поло­сти Б) движется по трубке (3), каналам в крышке (9) и выходит в задроссельное пространство смесителя через отверстия (13) и (14). Смешиваясь с воздухом, проникающим из диффузора через зазор между не полностью закрытой дроссельной заслонкой и стенкой смесительной камеры, газ образует горючую смесь. В это время обратный клапан (17) закрыт, так как разрежение в диффузоре невелико и разность сил давления на клапан снизу и сверху недостаточна для преодоления силы тяжести клапана, удерживающей его в положении закрытия; поэтому газ в смесительную камеру через главную смесеобразующую систему не поступает.

Рис. 25. Вид на газовый смеситель со стороны рычагов управления

1 – рычаг управления воздушными заслонками; 2 – газоподводящий патрубок; 3 – винт установки дроссельных заслонок в положение полного открытия; 4 – винт ограничения закрытия дроссельных заслонок; 5, 6 – винты регулировки состава  смеси при холостом ходе двигателя; 7 – рычаг валика дроссельных заслонок

В процесс перехода от работы с малыми частотами вращения коленчатого вала двигателя при холостом ходе к работе с частичными нагрузками и более высокими частотами зона наибольшего разрежения в смесительной камере газового смесителя перемещается вверх, в сторону диффузора. Когда разрежение в диффузоре станет достаточным для преодоления силы тяжести клапана (17), клапан откроется и в смесительную камеру начнёт поступать газ через главную смесеобразующую систему.

Наличие в системе холостого хода двух отверстий обеспечивает плавность  перехода от малых частот вращения коленчатого вала при холостом ходе к работе двигателя при частичных нагрузках. На самых малых частотах основное количество газа в смесительную камеру подаётся системой холостого хода через  круглое нижнее отверстие (14), расположенное в задроссельном пространстве. По мере смещения зоны наибольшего разрежения вверх количество газа, выходящего из верхнего щелевидного отверстия (13), увеличивается, а из нижнего – уменьшается. Благодаря такому действию двух отверстий период работы системы холостого хода растягивается до момента, когда произойдет устойчивое включение в действие главной смесеобразующей системы.

В течение некоторого времени газ поступает в смесительную камеру   одновременно через систему холостого хода и главную смесеобразующую систему. Действие системы холостого хода прекращается, когда разрежение в диффузоре станет значительно больше разрежения в зоне расположения отверстий (13) и (14). После этого газ, идущий из редуктора к патрубку крышки (9), начинает отсасываться через канал (18) в патрубок (16) и к отвер­стиям (13) и (14) системы холостого хода не поступает.

На частичных и полных нагрузках смесь приготавливается главной смесеобразующей системой газового смесителя. На частичных нагрузках в смесителе образуется слегка обеднённая «экономическая» смесь, на полных нагрузках – несколько обогащённая «мощностная». Такой состав смеси обеспечивает дозирующе-экономайзерного устройства газового смесителя, действие которого описано выше.

Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя. На всех грузовых автомобилях, в том числе газобаллонных, устанавливают ограничители, предохраняющие двигатель от повышенных износов и повреждений, которые могут произойти вследствие чрезмерного увеличения частоты вращения коленчатого вала.