Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 20

Газопроводы от редуктора высокого давления до редуктора низкого давления и далее до карбюратора-смесителя изготав­ливаются из тонкостенных стальных трубок или газостойких ре­зиновых шлангов. Сопряжение трубок этих газопроводов осу­ществляется также с помощью ниппельных соединений.

Наполнительный, расходный и магистральный вентили, пере­ходники. Для газобаллонных автомобилей, работающих на сжа­том природном газе, применяют специальные метановые венти­ли диафрагменного типа: наполнительный ВМН (рис. 34) и рас­ходный (магистральный) — ВМР (рис.35). Вентили почти одинаковы и отличаются только наличием левой резьбы на бо­ковом штуцере у наполнительного вентиля, к которому присое­диняется конец заправочного шланга от газораздаточной колон­ки. При отсоединении заправочного шланга боковой штуцер на­полнительного вентиля должен закрываться специальной гай­кой-колпачком 1 (рис. 34) с уплотнительной прокладкой 2. На боковой штуцер расходного (магистрального) вентиля для при­соединения газопроводов навертывается специальный переход­ник 1 (рис. 35) с уплотнительной прокладкой 2.

Во время сборки вентили ввертываются в специальные пе­реходники (рис. 36) или крестовину (рис. 37) на свинцовом глете или малярном свинцовом сурике, разведенном на нату­ральной олифе. Момент затяжки 450.. .500 Н•м (45.. .50 кгс•м),

Рис. 34. Наполнительным

1 — гайка-колпачок; 2 — уплотнительная прикладка: 3 — упорная  гайка; 4 — мембрана; 5 – прокладка; 6 — зажимная гайка;  7 - штифт; 8 - шпиндель; 9 – маховик; 10 — гайка;   11 — клапан;   12 - пружина;  13 — эбонитовая вставка;  14 - корпус

резьба коническая. При затяжке на нарезанной части корпуса вентиля должно оставаться от 2 до 5 ниток резьбы.

Основные элементы конструкции вентиля — корпус 13 (см. рис. 35), клапан 11, пружина 10, зажимная гайка 3, набор ла­тунных мембран 8, упорная гайка 9, шпиндель 6, маховик 5. При отвернутом шпинделе клапан вентиля под действием уси­лия пружины и давления газа в баллоне находится в открытом положении. При завертывании шпинделя пружина 10 сжимает­ся, мембраны прогибаются и клапан 11, имеющий эбонитовую или фторопластовую вставку 12, перекрывает выход или пода­чу газа.

Рис 35. Баллонный и магистральный вентиль: 1 — переходник; 2 — уплотнительная   прокладка; 3 — зажимная гайка: 4 — гайка; 5 — маховик; б —шпиндель: 7 — прокладка; 8 — мембрана; 9 — упорная гайка; 10— пружина; 11— клапан; 12 — эбонитовая вставка; 13 — корпус

Рис. 36. Переходники автомобильных баллонов для сжатого при го газа:

а — тройник; б — вентильный угольник; в — угольник

Для подключения газопроводов, вентилей и манометра вы­сокого давления применяются специальные переходники, ввора­чиваемые в горловину баллонов на свинцовом глете или сурике. Требования к монтажу переходников такие же, как и к венти­лям. При полностью ввернутом переходнике на его нарезанной части должно оставаться 2—5 ниток резьбы. Аналогичное тре­бование относится и к манометру высокого давления.

В случае замены переходников, вентилей или манометра вы­сокого давления резьбовые соединения необходимо проверить на герметичность при давлении 20 МПа (200 кгс/см2) с по­мощью мыльного раствора или масла. При обнаружении негерметичности всякое подтягивание резьбовых соединений у газо­вой арматуры под давлением категорически запрещено. Устра­нение неисправности должно производиться квалифицированны­ми рабочими, имеющими специальный допуск для проведения указанных работ.

Подогреватель газа. Как известно, при дросселировании га­за происходит уменьшение его давления и одновременно понижение температуры. Наличие влаги в газе и резкое снижение температуры при дросселировании могут привести к образова­нию ледяных пробок, закупорке проходных сечений и обмерза­нию редуцирующего клапана в редукторе высокого давления. Чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы газ перед посту­плением в редуктор высокого давления был «сухой» (в соответ­ствии с техническими условиями ТУ 51-166—83) и подогретый до 30...40° С.

Как отмечалось ранее, подогрев сжатого природного газа в газобаллонных автомобилях происходит за счет тепла отрабо­тавших газов. Сам подогреватель состоит из нижнего и верх­него корпусов (последний расположен внутри теплообменного змеевика из трубок высокого давления, по которым проходит сжатый природный газ) и двух патрубков со штуцерами — вход­ного и выходного — для отработавших газов двигателя. Входной

Рис. 37. Крестовина с вентилем:

1 — магистральный вентиль; 2 — крестовина; 3 — наполнитель­ный вентиль

патрубок соединен гибким металлическим рукавом с приемной трубой глушителя. Через выходной патрубок отработавшие газы выбрасываются в атмосферу. Во входном патрубке установлена поворотная заслонка, закрывая или открывая которую с по­мощью тяги, можно регулировать подогрев сжатого газа в за­висимости от времени года и климатических условий эксплуа­тации.

Газовый редуктор высокого давления. Назначение газового редуктора высокого давления (РВД)—поддержание давления газа на выходе в пределах 1,0±0,2 МПа (10±2 кгс/см2) при до­статочно широком диапазоне изменения давления газа в балло­нах: от 20 МПа (200 кгс/см2) до 1 МПа (10 кгс/см2).

Основными узлами редуктора высокого давления (рис. 38) являются: редуцирующий клапан 12, седло 10, толкатель 3, сое­диненный с мембраной 2, пружина, сила упругости которой из­меняется с помощью регулировочного винта 4.

При вращении винта 4 по часовой стрелке сила упругости нажимной пружины через мембрану 2 и толкатель 3 передается па редуцирующий клапан 12, который, перемещаясь вниз, обра­зует зазор для прохода газа между клапаном и седлом 10, Про­ходя через этот зазор, газ дросселируется и, попадая затем в рабочую камеру низкого давления Б, дополнительно расширя­ется. Давление его уменьшается. Если давление газа в выход­ной полости редуктора станет меньше расчетного, то сила, дей­ствующая на мембрану 2 со стороны газовой полости, уменьшит­ся и под действием пружины толкатель 3 переместит редуцирую­щий клапан вниз, увеличив зазор между седлом и клапаном и уменьшив тем самым гидравлические потери в редуцирующем узле; вследствие этого давление газа в рабочей камере возра­стет до расчетного.