В процессе ежедневного учета, при возвращении автомобиля в АТП, остатки сжиженного газа в баллоне определяют (приближенно) по указателю уровня топлива, записываются путевой лист и заверяются подписями ответственных лиц, назначенных приказом по АТП. При оформлении выезда автомобиля остатки СНГ в баллоне вновь записываются в путевой лист и удостоверяются подписью ответственного лица. Если автомобиль и его агрегаты находятся в технически исправном состоянии, то, как показывает практика, такой метод учета расхода СНГ путевым листам в среднем, например в течение месяца, приводит к правильным результатам, так как неточности записи остатка топлива в путевых листах, связанных с погрешностью измерителя уровня, при обработке путевых листов взаимно сглаживаются. Путевые листы, в которых перерасход или экономия топлива превышает более чем на 20% нормативные значения, должны быть тщательно проанализированы для выяснения причин этого. Необходимо это и для проверки технического состояния аппаратуры, системы питания двигателя отдельных его агрегатов и автомобиля в целом (состояние и работа тормозов, давление в шинах и т. д.). Для водителей, допускающих перерасход СНГ, необходимо провести обучение и инструктаж по правилам технической эксплуатации газобаллонных автомобилей.
Отпуск газа на газонаполнительной станции производится по специальным талонам установленной формы, на оборотной стороне которых должна быть четко проставлена печать автотранспортного предприятия и государственный номер автомобиля. Без этого талоны считаются недействительными и отпуск газа по ним не производится.
Водителю талоны выдаются ответственным лицом, назначенным приказом по АТП, по предъявлении путевого листа в количестве, необходимом для выполнения задания (транспортной работы). Количество выданного по талонам топлива записывается в заправочную ведомость и путевой лист и удостоверяется соответственно подписями ответственного лица и водителя. При возвращении в АТП ответственное лицо заверяет остаток топлива, соответствующий использованным талонам. Неиспользованные талоны водитель вместе с путевым листом сдает в диспетчерскую. Утерянные и несданные на СНГ талоны засчитываются в перерасход и их стоимость взыскивается с водители. Выдача бензина для газобаллонных автомобилей должна производиться по отдельной заправочной ведомости, а его списывание – по акту, утвержденному начальником АТП.
Автомобили, работающие на сжатом природном газе, созданы на базе бензиновых моделей с учетом их максимальной унификации и отличаются только наличием газобаллонной аппаратуры.
Схема газового оборудования автомобиля ЗИЛ-138А представлена на рис. 33.
Газовая система питания автомобиля включает восемь баллонов высокого давления 5, соединенных между собой газопроводами— стальными трубами наружным диаметром 10 мм и внутренним 6 мм. Чтобы уменьшить возможную утечку газа и тем самым обеспечить большую безопасность в случае негерметичности расходного вентиля 6, баллоны разделены на две секции. Каждая секция состоит из четырех баллонов и имеет самостоятельный расходный вентиль. Заполнение баллоном (при открытых вентилях 6) производится через наполнительный вентиль 8.
Каждый баллон крепится двумя хомутами к двум кронштейнам, прикрепленным к продольным брусьям платформы. В свою очередь, продольные брусья закреплены на лонжеронах рамы автомобиля и соединены с поперечными балками крепления платформы автомобиля.
У автомобилей Горьковского автозавода крепление баллонов несколько иное. Передняя секция из четырех баллонов с помощью стремянок и специальных усилителей крепится непосредственно к раме автомобиля. Задняя секция из трех баллонов (у автомобилей ГАЗ-52-28 и ГАЗ-53-27) устанавливается на двух дополнительных поперечинах в задней част рамы. Крепление баллонов непосредственно к раме автомобиля позволяет увеличить зазор между баллонами и платформой.
Сжатый газ из баллонов через магистральный вентиль 7 поступает в подогреватель 9, где его температура повышается за счет тепла отработавших газов. Количество горячих газов, поступающих из выпускной трубы двигателя в подогреватель, можно регулировать специальной заслонкой, имеющей тросовое управление из кабины водителя. Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей в 1982—1985 годах показал ненадежность
Рис. 33. Схема газового оборудования автомобиля ЗИЛ-138Л:
1 — трубка холостого хода; 2 — трубка основной подачи газа; 3 — редуктор низкого давления; 4 — электромагнитный клапан газа; 5 — баллон; 6 — расходный вентиль; 7 — магистральный вентиль; 5—наполнительный вентиль; 9 — подогреватель; 10 — редуктор высокого давления; 11 — заслонка подогревателя; 12 — карбюратор-смеситель; 13 — бензиновый электромагнитный клапан-фильтр; 14 — бензонасос
этого узла (прогар подводящего шланга) и малую эффективность подогревателя. В настоящее время разработаны конструкции и проводится опытная проверка ряда других подогревателей, в том числе использующих для подогрева газа тепло жидкости, охлаждающей двигатель.
Из подогревателя 9 сжатый газ поступает в редуктор высокого давления 10, где редуцируется до давления на выходе 1,0±0,2 МПа (10±2 кгс/см2). Далее газ через электромагнитный клапан 4 поступает в двухступенчатый редуктор низкого давления 3 и затем через карбюратор-смеситель 12 в двигатель. Контроль работы редуктора низкого давления осуществляется с помощью манометра, установленного в кабине водителя, как и у автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане). Этот манометр показывает давление на выходе первой ступени редуктора низкого давления, величина которого должна составлять у автомобилей ЗИЛ — 0,2+0,02 МПа (2+0,2 кгс/см2), ГАЗ — 0,18+0,02 МПа (1,8+0,.2 кгс/см2).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.