Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 18

В процессе ежедневного учета, при возвращении автомобиля в АТП, остатки сжиженного газа в баллоне определяют (приближенно) по указателю уровня топлива, записываются путевой лист и заверяются подписями ответственных лиц, назначенных приказом по АТП. При оформлении выезда автомобиля остатки СНГ в баллоне вновь записываются в путевой лист и удостоверяются подписью ответственного лица. Если автомобиль и его агрегаты находятся в технически исправном состоянии, то, как показывает практика, такой метод учета расхода СНГ путевым листам в среднем, например в течение месяца, приводит   к  правильным   результатам, так  как неточности записи остатка топлива в путевых листах, связанных с погрешностью измерителя уровня, при обработке путевых листов взаимно сглаживаются. Путевые листы, в которых перерасход или экономия топлива превышает более чем на 20% нормативные значения, должны быть тщательно проанализированы для выяснения причин этого. Необходимо это и для проверки технического состояния аппаратуры, системы питания двигателя           отдельных его агрегатов и автомобиля в целом (состояние и работа тормозов, давление в шинах и т. д.). Для водителей, допускающих перерасход СНГ,   необходимо провести обучение и инструктаж по правилам технической эксплуатации газобаллонных  автомобилей.

Отпуск газа на газонаполнительной станции производится по специальным талонам установленной формы, на оборотной стороне которых должна быть четко проставлена печать автотранспортного предприятия и государственный номер автомобиля. Без этого талоны считаются недействительными и отпуск газа по ним не производится.

Водителю талоны выдаются ответственным лицом, назначен­ным приказом по АТП, по предъявлении путевого листа в количестве, необходимом для выполнения задания (транспортной работы). Количество выданного по талонам топлива записывается в заправочную ведомость и путевой лист и удостоверяется соответственно подписями ответственного лица и водителя. При возвращении в АТП ответственное лицо заверяет остаток топлива, соответствующий использованным талонам. Неиспользованные талоны водитель вместе с путевым листом сдает в диспетчерскую. Утерянные и несданные на СНГ талоны засчитываются в перерасход и их стоимость взыскивается с водители. Выдача бензина для газобаллонных  автомобилей должна производиться по отдельной заправочной ведомости, а его списывание – по акту, утвержденному начальником АТП.

Глава  4. ГАЗОБАЛЛОННЫЕ АВТОМОБИЛИ, РАБОТАЮЩИЕ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

ОБЩЕЕ  УСТРОЙСТВО  И ДЕЙСТВИЕ  ГАЗОБАЛЛОННОЙ  УСТАНОВКИ

Автомобили, работающие на сжатом природном газе, созданы на базе бензиновых моделей с учетом их максимальной уни­фикации и отличаются только наличием газобаллонной аппа­ратуры.

Схема газового оборудования автомобиля ЗИЛ-138А пред­ставлена на рис. 33.

Газовая система питания автомобиля включает восемь бал­лонов высокого давления 5, соединенных между собой газопрово­дами— стальными трубами наружным диаметром 10 мм и внутренним 6 мм. Чтобы уменьшить возможную утечку газа и тем самым обеспечить большую безопасность в случае негерметичности расходного вентиля 6, баллоны разделены на две секции. Каждая секция состоит из четырех баллонов и имеет самостоятельный расходный вентиль. Заполнение баллоном (при открытых вентилях 6) производится через наполнительный вентиль 8.

Каждый баллон крепится двумя хомутами к двум кронштей­нам, прикрепленным к продольным брусьям платформы. В свою очередь, продольные брусья закреплены на лонжеронах рамы автомобиля и соединены с поперечными балками крепления платформы автомобиля.

У автомобилей Горьковского автозавода крепление баллонов несколько иное. Передняя секция из четырех баллонов с по­мощью стремянок и специальных усилителей крепится непосред­ственно к раме автомобиля. Задняя секция из трех баллонов (у автомобилей ГАЗ-52-28 и ГАЗ-53-27) устанавливается на двух дополнительных поперечинах в задней част рамы. Крепление баллонов непосредственно к раме автомобиля позволяет увели­чить зазор между баллонами и платформой.

Сжатый газ из баллонов через магистральный вентиль 7 поступает в подогреватель 9, где его температура повышается за счет тепла отработавших газов. Количество горячих газов, по­ступающих из выпускной трубы двигателя в подогреватель, можно регулировать специальной заслонкой, имеющей тросовое управление из кабины водителя. Опыт эксплуатации газобал­лонных автомобилей в 1982—1985 годах показал ненадежность

Рис. 33. Схема газового оборудования автомобиля ЗИЛ-138Л:

1 — трубка холостого хода; 2 — трубка основной подачи газа; 3 — редуктор низкого давления; 4 — электромагнитный клапан газа; 5 — баллон; 6 — расходный вентиль; 7 — магистральный вентиль; 5—наполнительный вентиль; 9 — подогреватель; 10 — редуктор высокого давления;  11 — заслонка   подогревателя;    12 — карбюратор-смеситель;   13 — бензиновый  электромагнитный  клапан-фильтр;   14 — бензонасос

этого узла (прогар подводящего шланга) и малую эффективность подогревателя. В настоящее время разработаны конструк­ции и проводится опытная проверка ряда других подогревате­лей, в том числе использующих для подогрева газа тепло жид­кости, охлаждающей двигатель.

Из подогревателя 9 сжатый газ поступает в редуктор высо­кого давления 10, где редуцируется   до   давления   на    выходе 1,0±0,2 МПа  (10±2 кгс/см2).   Далее газ через электромагнит­ный клапан 4 поступает в двухступенчатый редуктор    низкого давления 3 и затем через карбюратор-смеситель 12 в двигатель. Контроль работы редуктора низкого давления осуществляется с помощью манометра, установленного в кабине водителя, как и у автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (про­пан-бутане). Этот манометр показывает давление на выходе пер­вой ступени редуктора  низкого   давления, величина    которого должна     составлять     у     автомобилей     ЗИЛ — 0,2+0,02   МПа (2+0,2 кгс/см2), ГАЗ — 0,18+0,02 МПа (1,8+0,.2 кгс/см2).