Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 22

а — схема карбюратора; б — проставка между корпусом карбюратора-смесителя и впускным трубопроводом двигателя; 1 — поплавковая камера; 2 — жиклер системы холо­стого хода; 3 — жиклер полной мощности; 4 — воздушный жиклер; 5 — верхняя часть корпуса карбюратора; 6 — малый диффузор; 7 — форсунка ускорительного насоса и эко­номайзера; 8— воздушная заслонка с пружинным клапаном; 9, 10 — штоки привода кла­пана экономайзера и поршня ускорительного насоса; 11, 13 — средняя и нижняя части корпуса; 12 — главный жиклер; 14 — дроссельная заслонка; 15, 16 — круглые и прямо­угольные отверстия системы холостого хода при работе на бензине; 17 — то же при ра­боте на газе; 18 — трубка подвода газа; 19, 20 — винты регулировки работы двигателя на газе при малых частотах вращения коленчатого вала

По существу, это один и тот же прибор. Различие состоит только в параметрах регулировки давления газа в первой и вто­рой ступенях редуктора и величинах проходных сечений шайб экономичной и мощностной регулировки дозирующе-экономайзерного устройства.

Кроме того, на корпусе редуктора низкого давления автомобиля работающего на СПГ, имеется электромагнитный пусковой клапан, кнопка включения которого находится в кабине водителя.

Карбюраторы-смесители.  Для приготовления горючей смеси при работе двигателя как на природном газе, так и на бензине используются карбюраторы-смесители ЗИЛ-138А (и его модификации) – К-91, для автомобилей ГАЗ-52-27 (ГАЗ-52-28) — К-126Д, ГАЗ-53-27 — К-126БГ.

Основа этих устройств — карбюраторы базовых моделей ЗИЛ-130, ГАЗ-52-04  (ГАЗ-52-01),  ГАЗ-53-12  (ГАЗ-53А), работающих на бензине.

Конструкция    карбюратора-смесителя К-91 показана на рис. 41, а его схема на рис. 42. От карбюратора К-88АЕ, применяемого на  двигателе  ЗИЛ-130, он  отличается расположенной внизу специальной проставкой для подачи газа при работе двигателя на холостом ходу и расположенной сверху смесительной камерой   (переходником-смесителем) для работы двигателя на нагрузочных режимах. Смесительная камера имеет постоянную кольцевую щель. Подача газа в смеситель осуществляется через обратный тарельчатый клапан, помещенный в корпусе 3, кото­рый крепится винтами 4 к подводящей трубе переходника-смесителя. На верхнем фланце переходника-смесителя крепится воз­душный фильтр.

В систему холостого хода газ подается из корпуса обратного клапана по специальной трубке 2. Регулирование подачи газа при работе двигателя на холостом ходу для обеспечения мини­мально устойчивой частоты вращения коленчатого вала, плав­ного перехода к нагрузочным режимам и минимальной токсич­ности отработавших газов производится с помощью регулиро­вочных винтов 8 и 9 (см. рис. 41).

Открытие тарельчатого клапана происходит за счет разно­сти давления газа и разрежения во впускном трубопроводе дви­гателя. На холостом ходу, когда дроссельная заслонка прикры­та, разрежение из впускной трубы через систему холостого хода передается под клапан, и давления газа недостаточно, чтобы «приподнять» тарелку клапана. Газ в смеситель и, следователь­но, в главную дозирующую систему карбюратора не поступает. По мере открытия дроссельной заслонки разрежение под клапа­ном уменьшается и клапан приоткрывается для подачи газа в смесительную камеру. Каких-либо специальных регулирующих устройств смесительная камера не имеет, так как количество подаваемого газа в зависимости от нагрузки и частоты враще-

Рис. 43. Карбюратор-смеситель К-126Д автомобиля ГАЗ-52-27 (ГАЗ-52-28):

1 - карбюратор-смеситель; 2 — проставка холостого  хода; 3 — прокладка; 4 - винт   качественной   регулировки при  холостом   ходе;  5 — угловой штуцер; 6 — трубка   холостого хода; 7 - прямой  штуцер

ния двигателя регулируется дозирующе-экономайзерным устройством, расположенным на корпусе редуктора низкого давления. Степень закрытия   дроссельной заслонки регулируется с помощью упорного винта 7.

Карбюраторы-смесители для автомобилей Горьковского автозавода (рис. 43, 44) подобно карбюратору К-91 имеют дополнительную проставку холостого хода с одним регулировочным винтом) и смесительное устройство для работы двигателя на газе.

Бензиновая система питания газобаллонных автомобилей полностью аналогична (за исключением электромагнитного клапана) системе питания базовых моделей и из-за краткости пособия здесь не рассматривается.

Рис. 44. Карбюратор-смеси­тель К-126БГ автомобиля ГАЗ-53-27:

1— проставка холостого хода; 2 - винт регулировки минимальной частоты при холостом ходе; 3 — наружный фланец карбюратора-смесителя; 4 — штуцер; 5 — винт каче­ственной регулировки при холостом ходе; 6— прокладка; 7—рычаг пе­ревода дроссельной заслонки

ОСОБЕННОСТИ   ЭКСПЛУАТАЦИИ   ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА СЖАТОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ

Сохраняя преимущества газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (относительная дешевизна топлива, малая токсичность отработавших газов, увеличение нормативных сроков смены моторного масла и ресурса двигателя), газобаллонные  автомобили   на сжатом природном газе имеют по сравнению с бензиновыми и ряд отрицательных показателей, определяющих особенности их эксплуатации.

При работе на газе мощность двигателя снижается на 18...20%, максимальная величина крутящего  момента уменьшается на 22 ... 24%. Это ухудшает тягово-скоростные показатели автомобилей: время разгона увеличивается  на 24 ... 30%, максимальная скорость уменьшается на 5 ... 6%, на 30 ... 40% уменьшаются предельные углы преодолеваемых подъемов, эксплуатация автомобиля с прицепом часто затруднена.

Запас хода автомобиля, работающего на газе, составляет 180 ... 220 км, т. е. в два с лишним раза меньше, чем у бензи­новых моделей или автомобилей, работающих на СНГ. Увели­чение холостых пробегов автомобилей на заправку, особенно при удаленности газонаполнительных компрессорных станций от автотранспортного предприятия (на 15 ... 20 км и более) сни­жает коэффициент использования пробега и ухудшает экономи­ческие показатели работы автомобилей.