Пуск прогретого двигателя на газе производится как обычно с помощью стартера. Дроссельные заслонки во избежание переобогащения рабочей смеси должны быть полностью закрыты. Не рекомендуется пользоваться в этом случае и воздушной заслонкой.
Перевод двигателя с газа на бензин и с бензина на газ. Перевод двигателя с газа на бензин осуществляется водителем в такой последовательности:
· при работающем двигателе закрыть расходные вентили на баллонах и выработать газ из агрегатов и трубопроводов до полной остановки двигателя;
· выключить зажигание;
· закрыть магистральный вентиль;
· переключатель вида топлива поставить в положение «бензин»;
· включить зажигание и ручным рычагом топливного насоса подкачать бензин в поплавковую камеру карбюратора-смесителя;
· пустить двигатель.
Перевод двигателя с бензина на газ осуществляется так:
· при работающем двигателе поставить переключатель вида топлива в нейтральное положение «О»; при этом оба электромагнитных клапана в газовой и бензиновой системах питания будут закрыты;
· выработать бензин из поплавковой камеры карбюратора-смесителя до полной остановки двигателя;
· перевести тумблер переключателя вида топлива в положение «газ»;
· пустить двигатель на газе.
Остановка двигателя как при работе на газе, так и бензине производится выключением зажигания.
В случае кратковременной остановки двигателя закрывать магистральный и расходный вентили на баллонах не требуется.
При кратковременной стоянке автомобиля (более 1 ч) рекомендуется перед остановкой двигателя закрыть магистральный вентиль, выработать газ из подводящих трубопроводов и приборов газовой установки и затем выключить зажигание,
При длительной, в том числе межсменной, стоянке автомобиля необходимо перед остановкой двигателя закрыть расходные вентили на баллонах, выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль, выключить зажигание.
Таким образом, правила остановки двигателя и обеспечение условий безопасной стоянки газобаллонных автомобилей практически одинаковы как для автомобилей, работающих на СНГ, так и СПГ. Отличие заключается только в расположении на автомобилях запорной газовой арматуры.
Учет расхода сжатого природного газа в эксплуатации производится в кубических метрах, приведенных к нормальным атмосферным условиям (t0 = +20° С, Ро = 760 мм рт. ст.). Эта объемная единица измерения называется «нормальным кубометром» газа (нм3).
Учет расхода СПГ имеет ряд специфических особенностей, связанных с физико-химическими свойствами природного газа, его компонентным составом, зависимостью плотности газа от давления и температуры газа в баллонах. Эти параметры могут иметь самые различные значения в процессе эксплуатации автомобиля.
Трудность учета СПГ при работе газобаллонных автомобилей усложняется еще тем, что метан как основная часть СПГ по своим термодинамическим характеристикам и показателям резко отличается от расчетных значений для идеального газа. Это отличие характеризуется с помощью так называемого коэффициента сжимаемости газа Z, который сам является сложной функцией давления и температуры. Поэтому в практических расчетах для определения количества израсходованного СПГ в зависимости от количества и объема баллонов, начального и конечного давления газа, температуры окружающей среды пользуются либо номограммами, либо таблицами.
Для упрощения расчетов весь календарный год эксплуатации газобаллонных автомобилей делится на два периода: весенне-летний с 01.04 по 01.11 и осенне-зимний с 01.11 по 01.04 следующего года. В эти периоды средняя температура окружающей среды соответственно принимается + 15°С и – 8°С.
Выдача, учет и контроль за израсходованием талонов на сжатый природный газ, а также определение эксплуатационного расхода СПГ (нм3/100 км) и сравнение его с нормативным производятся как и для сжиженного нефтяного газа (гл. 3). Перед выездом автомобиля на линию и после его возвращения в АТП количество СПГ, оставшегося в баллонах (в нм3), определяется по показаниям манометра высокого давления, и эти значения записываются в путевые листы.
Виды технического обслуживания. Для газобаллонных автомобилей установлены те же виды технического обслуживания, что и для базовых бензиновых автомобилей: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное обслуживание (СО).
Периодичность технического обслуживания газобаллонных автомобилей принята такая же, как у бензиновых автомобилей (км):
автомобили ЗИЛ ТО-1 3000, ТО-2 12 000, автомобили ГАЗ ТО-1—2500, ТО-2 – 12600.
Сезонное обслуживание у всех автомобилей проводится два раза в год — при переходе от весенне-летнего периода к осенне-зимнему и при переходе от осенне-зимнего к весенне-летнему.
Ниже приведены сведения только о техническом обслуживании и текущем ремонте газобаллонных установок. Содержание работ по обслуживанию агрегатов и систем, общих для газобаллонных и бензиновых автомобилей (двигатель, сцепление, трансмиссия и др.), не описываются, так как они такие же, как у базовых бензиновых автомобилей.
Организация работ по техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей имеет свои специфические особенности, связанные с наличием на борту автомобиля газообразного топлива. Изменяется назначение отдельных производственных участков, возникает необходимость в создании новых участков и помещений.
Типовая схема размещения площадок для содержания газобаллонных автомобилей показана на рис. 45.
Автомобиль после прохождения контрольно-пропускного пункта (КПП) направляется на пост проверки герметичности газовой аппаратуры, расположенный на открытой площадке под навесом. Проверке на герметичность подвергаются все соединения трубопроводов высокого давления, горловины газовых баллонов, расходные и магистральные вентили (в открытом и закрытом состоянии).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.