Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 24

Пуск прогретого двигателя на газе производится как обычно с помощью стартера. Дроссельные заслонки во избежание пере­обогащения рабочей смеси должны быть полностью закрыты. Не рекомендуется пользоваться в этом случае и воздушной за­слонкой.

Перевод двигателя с газа на бензин и с бензина на газ. Пе­ревод двигателя с газа на бензин осуществляется водителем в такой последовательности:

·  при работающем двигателе закрыть расходные вентили на баллонах и выработать газ из агрегатов и трубопроводов до пол­ной остановки двигателя;

·  выключить зажигание;

·  закрыть магистральный вентиль;

·  переключатель вида топлива поставить в положение «бензин»;

·  включить зажигание и ручным рычагом топливного насоса подкачать бензин в поплавковую камеру карбюратора-смеси­теля;

·  пустить двигатель.

Перевод двигателя с бензина на газ осуществляется так:

·  при работающем двигателе поставить переключатель вида топлива в нейтральное положение «О»; при этом оба электро­магнитных клапана в газовой и бензиновой системах питания будут закрыты;

·  выработать бензин из поплавковой камеры карбюратора-смесителя до полной остановки двигателя;

·  перевести тумблер переключателя вида топлива в положение «газ»;

·  пустить двигатель на газе.

Остановка двигателя как при работе на газе, так и бензине производится выключением зажигания.

В  случае кратковременной  остановки двигателя закрывать магистральный и расходный вентили на баллонах не требуется.

При кратковременной стоянке автомобиля (более 1 ч) рекомендуется перед остановкой двигателя закрыть магистральный вентиль, выработать газ из подводящих трубопроводов и прибо­ров газовой установки и затем выключить зажигание,

При длительной, в том числе межсменной, стоянке автомо­биля необходимо перед остановкой двигателя закрыть расход­ные вентили на баллонах, выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль, выключить зажигание.

Таким образом, правила остановки двигателя и обеспечение условий безопасной стоянки газобаллонных автомобилей практически одинаковы как для автомобилей, работающих на СНГ, так и СПГ. Отличие заключается только в расположении на автомобилях запорной газовой арматуры.

Учет расхода сжатого природного газа в эксплуатации про­изводится в кубических метрах, приведенных к нормальным ат­мосферным условиям (t0 = +20° С, Ро = 760 мм рт. ст.). Эта объемная единица измерения называется «нормальным кубо­метром» газа (нм3).

Учет расхода СПГ имеет ряд специфических особенностей, связанных с физико-химическими свойствами природного газа, его компонентным составом, зависимостью плотности газа от давления и температуры газа в баллонах. Эти параметры могут иметь самые различные значения в процессе эксплуатации автомобиля.

Трудность учета СПГ при работе газобаллонных автомоби­лей усложняется еще тем, что метан как основная часть СПГ по своим термодинамическим характеристикам и показателям резко отличается от расчетных значений для идеального газа. Это отличие характеризуется с помощью так называемого коэф­фициента сжимаемости газа Z, который сам является сложной функцией давления и температуры. Поэтому в практических расчетах для определения количества израсходованного СПГ в за­висимости от количества и объема баллонов, начального и конечного давления газа, температуры окружающей сре­ды пользуются либо номограммами, либо таблицами.

Для упрощения расчетов весь календарный год эксплуата­ции газобаллонных автомобилей делится на два периода: весен­не-летний с 01.04 по 01.11 и осенне-зимний с 01.11 по 01.04 сле­дующего года. В эти периоды средняя температура окружаю­щей среды соответственно принимается + 15°С и – 8°С.

Выдача, учет и контроль за израсходованием талонов на сжатый природный газ, а также определение эксплуатационного расхода СПГ (нм3/100 км) и сравнение его с нормативным про­изводятся как и для сжиженного нефтяного газа (гл. 3). Перед выездом автомобиля на линию и после его возвращения в АТП количество СПГ, оставшегося в баллонах (в нм3), определяется по показаниям манометра высокого давления, и эти значения записываются в путевые листы.

Глава 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ   ГАЗОБАЛЛОННЫХ   АВТОМОБИЛЕЙ

Виды технического обслуживания. Для газобаллонных автомобилей установлены те же виды технического обслуживания, что и для базовых бензиновых автомобилей: ежедневное техни­ческое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное обслуживание  (СО).

Периодичность технического обслуживания газобаллонных автомобилей принята такая же, как у бензиновых автомобилей (км):

автомобили ЗИЛ ТО-1 3000, ТО-2 12 000, автомобили ГАЗ ТО-1—2500, ТО-2 –       12600.

Сезонное обслуживание у всех автомобилей проводится два раза в год — при переходе от весенне-летнего периода к осенне-зимнему и при переходе от осенне-зимнего к весенне-летнему.

Ниже приведены сведения только о техническом обслужива­нии и текущем ремонте газобаллонных установок. Содержание работ по обслуживанию агрегатов и систем, общих для газобал­лонных и бензиновых автомобилей (двигатель, сцепление, транс­миссия и др.), не описываются, так как они такие же, как у ба­зовых бензиновых автомобилей.

Организация работ по техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей   имеет   свои   специфические особенности, связанные с наличием на борту автомобиля газообразного топлива. Изменяется назначение отдельных производственных участков, возникает необходимость в создании новых участков и помещений.

Типовая схема размещения площадок для содержания газо­баллонных автомобилей показана на рис. 45.

Автомобиль после прохождения контрольно-пропускного пункта (КПП) направляется на пост проверки герметичности га­зовой аппаратуры, расположенный на открытой площадке под навесом. Проверке на герметичность подвергаются все соедине­ния трубопроводов высокого давления, горловины газовых бал­лонов, расходные и магистральные вентили (в открытом и закрытом состоянии).