Редуктор высокого давления и подогреватель газа у всех марок автомобилей устанавливаются на левом лонжероне рамы. В будущем, возможно, эта схема установки претерпит изменения и редуктор высокого давления будет устанавливаться на щитке кабины под капотом двигателя.
Степень сжатия двигателей при переоборудовании автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12) в газобаллонные не меняется, поэтому все работы сводятся в основном к замене карбюратора на карбюратор-смеситель. На двигатели автомобилей ГАЗ-52-04 (ГАЗ-52-01) устанавливают головку блока с уменьшенным объемом камеры сгорания, повышая степень сжатия с ε = 6,7 до ε = 7,0 так, как это делалось и для двигателя ГАЗ-52-07, работающего на СНГ.
Бензиновая система питания при переоборудовании автомобилей в газобаллонные сохраняется полностью, только вместо фильтра тонкой очистки ставится такой же фильтр с электромагнитным клапаном, перекрывающим подачу бензина в карбюратор-смеситель при работе двигателя на газе. Соответствующие изменения вносятся и в монтажную схему электрооборудования.
После окончания монтажа газобаллонного оборудования производится проверка герметичности всей системы питания воздухом или инертным газом при входном давлении 1,0 МПа (10 кгс/см2). Шланг подсоединяется к наполнительному вентилю. При этом магистральный вентиль и вентили на баллонах должны быть открыты. Проверка на герметичность осуществляется в условиях предприятия, производившего переоборудование автомобиля. Негерметичность соединений должна быть устранена обычным способом (подтягиванием гаек или заменой негодных деталей).
Опрессовка системы питания рабочим давлением до 20 МПа (200 кгс/см2) должна производиться на специальных испытательных пунктах, куда машины доставляются своим ходом при работе двигателя на бензине.
Опрессовка газовой системы питания проводится в несколько этапов на давление 2,5; 5,0; 10,0; 20,0 МПа (25, 50, 100, 200 кгс/см2). Выдержка между моментом достижения рабочего (заданного) давления и началом проведения контрольных операций на каждом этапе испытаний должна быть не менее 2 мин. Проверку герметичности на всех этапах испытаний проводят с помощью мыльного раствора, наносимого кистью па контролируемые узлы и соединения.
В случае положительных результатов опрессовки газовой системы питания представителем станции оформляется приемосдаточный акт по форме № 2, который является основанием для постановки переоборудованного газобаллонного автомобиля на учет в органах Госавтоинспекции МВД СССР.
Следует отметить, что на пунктах испытания газобаллонных автомобилей могут производиться испытания газовой системы питания не только у переоборудованных автомобилей, но и у эксплуатируемых, у которых были демонтированы баллоны для их периодического освидетельствования и вновь смонтирована газовая система питания с переосвидетельствованными баллонами. Это относится и к газобаллонным автомобилям, попавшим в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого была повреждена газобаллонная аппаратура высокого давления (на основе акта Госавтоинспекции).
В этом случае после проведения опрессовки газовой системы питания водителю газобаллонного автомобиля выдается приемо-сдаточный акт по форме № 3, который должен предъявляться вместе с техническим паспортом в местные органы ГАИ при проведении ежегодных периодических осмотров. Для новых газобаллонных автомобилей, выпущенных автопромышленностью, у которых не истек еще срок первого освидетельствования баллонов и не было ДТП, приемосдаточный акт по форме № 3 при технических осмотрах не требуется.
Так как газовое топливо, применяемое на автомобилях, обладает взрывопожароопасными свойствами, все работники автотранспортных предприятий, и в первую очередь водители и ремонтный персонал, должны строго выполнять правила и инструкции по технике безопасности, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и хранением газобаллонных автомобилей.
Наличие утечек газа и несвоевременное их устранение может послужить причиной пожара, взрыва и несчастных случаев. Поэтому в процессе эксплуатации газобаллонные автомобили должны ежедневно, при выезде на линию и возвращении на предприятие подвергаться осмотру с целью проверок герметичности и исправности газовой аппаратуры. Особое внимание необходимо обращать на герметичность всех соединений газопроводов, запорной и регулирующей аппаратуры, а также надежность крепления газовых баллонов и кронштейнов.
Проверка герметичности газовой аппаратуры и мест соединений ее элементов производится на слух, с помощью газоанализатора либо методом смачивания мыльной эмульсией или машинным маслом.
Проверка утечки газа открытым огнем категорически запрещена.
При обнаружении негерметичности необходимо закрыть вентили на баллонах (баллоне), выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль.
В тех случаях, когда устранить негерметичность путем подтягивания соединений на автомобиле не удается, обнаруженные неисправности должны устраняться в цехах (на постах) по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.
Эксплуатация автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью категорически запрещена.
Ставя автомобиль на ночную или длительную стоянку, необходимо закрыть магистральный вентиль и вентили на баллонах, выработать газ из системы питания (до остановки двигателя), после чего выключить зажигание и отключить «массу». Оставлять автомобиль на длительной стоянке с открытыми вентилями запрещается.
При кратковременной стоянке (не более 10 мин) закрывать магистральный вентиль не обязательно.
Если газовая аппаратура исправна, то въезжать на стоянку и выезжать с нее можно как на газовом топливе, так и на бензине.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.