Следует отметить, что у универсальных двигателей с двойными системами питания, позволяющими быстро переходить с газа на бензин и наоборот, степень сжатия двигателя определяется октановым числом бензина А-76, которое значительно ниже октановых чисел сжатого природного газа (102 ... 103 ед.)-Применение для газобаллонных автомобилей специальных двигателей с высокими степенями сжатия (ε = 9,5...10,5), в которых полностью использовались высокие антидетонационные свойства природного газа, позволило бы повысить мощность и топливную экономичность, улучшить тягово-скоростные характеристики автомобиля, увеличить запас хода на одной заправке. Поэтому в дальнейшем с развитием сети газонаполнительных компрессорных станций и других средств заправки (передвижные газозаправщики, гаражные станции), когда расстояние между пунктами заправки станет меньше пробега автомобиля на одной заправке, появится возможность существенного улучшения технико-эксплуатационных показателей газобаллонных автомобилей путем создания форсированного газового двигателя на СПГ подобно двигателю ЗИЛ-138, работающему на сжиженном нефтяном газе.
Другая особенность газобаллонных автомобилей, работающих на СПГ,— снижение их грузоподъемности на 9 ... 14% в зависимости от массы и количества баллонов.
Правильное и безопасное наполнение баллонов автомобиля сжатым газом:
· во время заправки автомобиля водитель должен находиться либо у кассового окна оператора, либо в комнате отдыха. Дальнейшие операции по заправке автомобиля должны выполнять заправщик и оператор АГНКС;
· заправщик промеряет техническое состояние газобаллонной арматуры и при положительных результатах осмотра приступает к заправке автомобиля;
· закрывает магистральный вентиль на автомобиле;
· отвинчивает пробку наполнительного вентиля и подсоединяет к нему наконечник заправочного шланга;
· открывает вентили на баллонах автомобиля и па заправочной колонке;
· закрывает вентиль «на свечу» и подает оператору сигнал готовности автомобиля к заправке;
· получив сигнал от заправщика, оператор в соответствии с должностной инструкцией производит заполнение баллонов сжатым газом до давления 20 МПа (200 кгс/см2).
По окончании заправки оператор дает команду заправщику на снятие шланга заправочной колонки с газобаллонной установки автомобиля.
Заправщик, получив команду от оператора, обязан:
· закрыть вентили на заправочной колонке и наполнительный вентиль на автомобиле;
· открыть вентиль «на свечу»;
· убедиться в отсутствии давления газа на заправочной колонке;
· отсоединить шланг от газобаллонной установки автомобиля и завинтить пробку на наполнительный вентиль автомобиля;
· поставить в известность водителя автомобиля об окончании заправки и дать разрешение на выезд с территории АГНКС.
Водитель автомобиля, получив разрешение на выезд, обязан:
· включить бортовую сеть («массу»);
· медленно открыть магистральный вентиль, предварительно убедившись, что вентили па баллонах открыты;
· пустить двигатель и выехать с территории АГНКС.
Перед выездом водитель обязан убедиться по манометру, установленному на газобаллонной установке автомобиля, в наличии давления газа, равного 20 МПа (200 кгс/см2).
Нормативное время заправки с учетом подъезда и отъезда автомобиля должно составлять не более 10 мин.
Если после окончания заправки газом двигатель при пуске дает перебои («хлопки»), необходимо немедленно его заглушить, а автомобиль удалить с территории АГНКС вспомогательными средствами.
Курить на территории АГНКС категорически запрещается.
Пуск двигателя на газе. Перед пуском двигателя на газе необходимо убедиться по манометру высокого давления в наличии газа в баллонах автомобиля, а также обратить внимание на положение переключателя вида топлива, расположенного в кабине: переключатель должен находиться в положении «газ».
Медленно открыть расходные и магистральный вентили, убедиться в герметичности газовом системы на слух и приступить к пуску двигателя. Рычаг коробки передач при этом должен находиться в нейтральном положении.
Пуск холодного двигателя при воздуха —5° С и выше производится в такой последовательности:
· с помощью кнопки ручного управления приоткрыть дроссельные заслонки на угол, при котором двигатель в прогретом состоянии развивает обычно на холостом ходу частоту вращения 700 ... 800 мин-';
· включить зажигание и по манометру низкого давления убедиться, что электромагнитный газовый клапан-фильтр открылся и газ начал поступать в редуктор низкого давления;
· включить стартер на 3 ... 5 с. Как только двигатель начнёт работать, медленно открывая дроссельные заслонки, довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до 900... 1000 мин-' при которой и производить прогрев двигателя.
Для облегчения пуска холодного двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха (до —12° С) рекомендуется в момент включения стартера нажать кнопку пускового клапана, открытие которого обеспечивает поступление газа в двигатель из первой ступени редуктора низкого давления. Сразу после начала устойчивой работы двигателя пусковой клапан необходимо отключить.
Если в процессе прогрева двигателя при управлении дроссельными заслонками наблюдаются «провалы» в частоте вращения, то рекомендуется более резко открывать дроссельные заслонки или немного прикрыть воздушную заслонку. Вообще при пуске двигателя (как холодного, так и прогретого) воздушная заслонка должна быть открыта.
После прогрева двигателя кнопка ручного управления дроссельными заслонками должна быть возвращена в исходное положение.
Пуск холодного двигателя на газе при температуре окружающего воздуха ниже минус 15° С крайне затруднен. В этом случае его необходимо производить на бензине. С этой целью переключатель вида топлива следует поставить в положение «бензин» и обычным путем пустить и прогреть двигатель. После этого перевести двигатель на газовое топливо.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.