Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 11

Рис. 22. Дозирующе-экономайзерное устройство редуктора:

а – вид сверху; б – разрез по А–А; в – схема работы (обозначения такие же, как на рис. 18)

Работа редуктора заключается в следующем. Пока магистральный вентиль закрыт, газ к редуктору не поступает и во всех его полостях, а также в газовом смесителе и трубопроводах, соединяющих его с редуктором, устанавливается атмосферное давление; при этом клапан первой ступени открыт, клапан второй ступени закрыт (рис. 23, а).

После того как откроется магистральный вентиль (и электромагнитный запорный клапан), газ начнёт поступать в камеру первой ступени и давление в ней будет увеличиваться. Когда оно достигнет 0,12...0,15 МПа (1,2...1,5 кгс/см2), диафрагма под действием разности давлений на неё снизу и сверху прогнётся вверх и через рычажный механизм закроет клапан (3) (рис. 23, б), благодаря чему в камере установится постоянное давление. Величина этого давления зависит от силы упругости пружины (10), удерживающей диафрагму (8) в нижнем положении, которая может быть отрегулирована вращением гайки (11); при её ввёртывании сила упругости пружины и давление в камере первой ступени увеличиваются, при вывёртывании – уменьшаются

Рис. 23. Схема работы газового редуктора:

а – при закрытых магистральных вентилях и электромагнитном клапане; б – при   открытых магистральном вентиле, электромагнитном запорном клапане и   неработающем двигателе; в – при пуске, работе двигателя на холостом ходу и с   частичными нагрузками; г – при работе двигателя с полными нагрузками (обозначения такие же, как на рис. 18)

В камере первой ступени предусмотрена также регулировка величины хода клапана (3), осуществляемая с помощью винта (7).

Пока двигатель не работает, в камере второй ступени сохраняется атмосферное давление и её клапан (16), прижимаемый к седлу (14) силой упругости пружин (39) и (45), остается закрытым.

Во время пуска, когда дроссельные заслонки смесителя почти полностью закрыты, во впускном трубопроводе двигателя образуется разрежение 80...90 мм вод. ст., распространяющееся по трубкам (56) и (55) до полости В вакуумного разгружателя. Под его действием диафрагма (36) выгибается вверх, сжимая пружину (39). Вследствие этого диафрагма (37) камеры второй ступени остается нагруженной одной пружиной (45), сила упругости которой недостаточна для удержания клапана (16) в положении закрытия. Под давлением газа со стороны полости А клапан открывается и через него в полость Б начинает поступать газ. Давление в полости Б увеличивается, и, когда оно становится на 5…10 мм вод. ст. выше давления окружающего атмосферного воздуха, происходит уравновешивание направленной вниз силы упругости пружины (45) и направленной вверх силы давления газов на диафрагму (37).

Таким образом, при пуске, а также при малых частотах вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя газ поступает из редуктора к смесителю под    небольшим избыточным давлением, что способствует устойчивости работы двигателя и плавности его перехода от режима холостого хода к режиму частичных нагрузок.

По мере увеличения нагрузки и частоты вращения коленчатого вала поток газа, движущегося через редуктор, усиливается. Это сопровождается увеличением   проходных  сечений в клапанах первой и второй ступеней (зазоров между уплотнителями и сёдлами клапанов) и некоторым падением давления газа в камере второй ступени. Вместо избыточного давления 5…10 мм вод. ст. в ней может    образоваться разрежение 15…20 мм вод. ст.

Дозирующе-экономайзерное устройство редуктора обеспечивает экономичность работы двигателя за счёт некоторого обеднения газовоздушной смеси при частичных нагрузках и получение максимальной мощности благодаря обогащению смеси при больших нагрузках. Действует оно следующим образом.

Во время пуска, работы двигателя при малых частотах вращения коленчатого вала на холостом ходу и при частичных нагрузках, когда дроссельные заслонки смесители открыты не полностью, во впускном трубопроводе двигателя, а следовательно, и в полости Е дозирующе-экономайзерного устройства имеется разрежение, достаточное для преодоления силы упругости пружины (19) и удержания диафрагмы (20) и ее штока с клапаном (22) в верхнем положении. Поскольку клапан закрыт, газ из камеры второй ступени редуктора может проходить в полость под диафрагмой (20) и далее по патрубку (57) и шлангу к газовому смесителю только через калиброванное отверстие шайбы (23) экономичной регулировки (рис. 23, в).

По мере увеличения нагрузки, когда дроссельные заслонки приблизятся к положению полного открытия, разрежение во впускном трубопроводе двигателя и в полости Д редуктора уменьшится и станет недостаточным для удержания диафрагмы в верхнем положении, диафрагма под действием силы упругости пружины (19) опустится и откроет клапан (22). Начнется дополнительная подача газа к газовому смесителю через калиброванное отверстие шайбы (23) мощностной регулировки и клапан (22), благодаря чему смесь станет богаче и мощность двигателя возрастет (рис. 22, в и 23, г).

К датчику (59) (см. рис. 18) присоединён помещенный на щитке приборов автомобиля манометр, позволяющий водителю контролировать давление газа в первой ступени редуктора. Манометр имеет шкалу, проградуированную до 0,6    МПа (6 кгс/см2).

Газовый смеситель. На автомобилях ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07 установлен  двухкамерный смеситель СГ-250 с падающим потоком горючей смеси. В каждой камере имеются свои главная смесеобразующая система и система холостого хода. Обе камеры работают на всех режимах параллельно и независимо друг от друга. Каждая из них обслуживает по четыре из восьми цилиндров двигателя.

В корпусе (6) смесителя (рис. 24) размещены вертикально две параллельные смесительные камеры, в которые сверху поступает воздух из воздушного фильтра, установленного на общем для обеих камер переходном патрубке. В верхнем патрубке каждой камеры имеется воздушная заслонка (5); обе заслонки жёстко укреплены на пропущенном через отверстия в стенках смесительных камер общем  валике, на наружном  конце кото­рого установлен рычаг управления заслонками.