Показатели |
Единица измерения |
Норма |
|
марка А |
марка Б |
||
Компонентный состав, объёмные доли: |
% |
||
метан |
95±5 |
90±5 |
|
этан, не более |
4 |
4 |
|
пропан, не более |
1,5 |
1,5 |
|
сумма бутанов, не более |
1,0 |
1,0 |
|
сумма пентанов, не более |
0,3 |
0,3 |
|
двуокись углерода, не более |
1,0 |
1,0 |
|
кислород, не более |
1,0 |
1,0 |
|
азот |
0…4 |
4…7 |
|
Масса сероводорода, не более |
г/нм3 |
0,02 |
0,02 |
Масса меркаптановой серы, не менее |
г/нм3 |
0,016 |
0,016 |
Массовая доля сероводородной и меркаптановой серы, не более |
% |
0,1 |
0,1 |
Масса механических примесей, не более |
г/нм3 |
0,001 |
0,001 |
Масса влаги, не более |
г/нм3 |
0,009 |
0,009 |
Температура газа, подаваемого на заправку газобаллонных автомобилей: |
°С |
||
для умеренной и холодной климатических зон, не более |
+40 |
+40 |
|
для жаркой климатической зоны, не более |
+45 |
+45 |
|
Давление газа в баллонах, не менее |
МПа (кгс/см2) |
19,6 (200) |
19,6 (200) |
Основные физико-химические свойства газа марок А и Б приведены в табл. 6
Таблица 6
Показатели |
Единица измерения |
Средние значения показателей |
Бензин |
Воздух |
|
марка А |
марка Б |
||||
Низшая теплотворность (при 15°С и 760 мм рт. ст.) |
МДж/м3 |
33,9 |
32,6 |
212 |
- |
То же |
кДж/кг |
44,7 |
41,1 |
42,9 |
- |
Теоретически необходимое для сгорания количество воздуха |
м3/м3 |
9,81 |
9,33 |
58,6 |
|
То же |
кг/кг |
16,85 |
15,25 |
14,5 |
|
Теплотворность рабочей смеси при α = 1,0 |
кДж/м3 |
3,14 |
3,13 |
3,55 |
|
Плотность газа при нормальных условиях (0°С, 760 мм рт. ст.) |
кг/м3 |
0,760 |
0,792 |
- |
1,293 |
Относительная плотность газа (по воздуху) |
- |
0,586 |
0,611 |
- |
1,0 |
Октановое число (по моторному методу) |
103,0 |
102,3 |
72…84 |
- |
|
Температура воспламенения при атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) |
°С |
625 |
608 |
470… 530 |
В целом теплофизические свойства газов марок А и Б мало отличаются друг от друга, они равноценны по эксплуатационным свойствам и сезону применения. Физико-химические свойства чистого метана, входящего основной частью в СПГ, показаны в табл. 3.
Из всех углеводородных газов метан содержит максимум водорода на один атом углерода и обладает высокой теплотворностью, достаточно широкими пределами воспламеняемости, низким содержанием токсичных веществ в продуктах сгорания. В отличие от других углеводородных газов метан легче воздуха и поэтому при возможных утечках он улетучивается, скапливаясь в закрытых помещениях в верхних частях зданий. Метан имеет высокую детонационную стойкость, что обеспечивает «мягкую» работу двигателя при использовании природного газа и позволяет форсировать двигатель до допускаемой степени сжатия. Метан не ядовит и совершенно безвреден для человеческого организма. Недостатком его, а следовательно, и природного газа, является относительно низкая (по сравнению с бензином) теплотворность газовоздушной смеси. Другая особенность метана – резкое снижение температуры газа при дросселировании (эффект Джоуля-Томсона), которое происходит в газовых редукторах. Последнее требует высокой степени осушения заправляемого в автомобили природного газа и отсутствия влаги в газовых баллонах и редуцирующих устройствах.
Природный газ при определенных концентрациях с воздухом взрывоопасен. Пределы воспламенения в смеси с воздухом (объёмные) составляют: верхний –15%, нижний – 4%, что соответствует коэффициенту избытка воздуха αmin = 0,65, αmax = 1,88.
Температура воспламенения сжатого природного газа значительно выше температуры воспламенения бензина и составляет (при давлении, образующемся в камере сгорания двигателя) 640...650°С. Такая высокая температура воспламенения СПГ затрудняет пуск двигателя, особенно в зимних условиях при пониженных температурах окружающего воздуха (менее –5°С). Вместе с тем с точки зрения возможного воспламенения и пожароопасности СПГ значительно безопаснее бензина и сжиженных нефтяных газов.
Одним из важных критериев, определяющих техническое состояние автомобиля, его умелую эксплуатацию и непосредственно влияющих на экономические показатели автотранспортного предприятия, является соответствие фактического расхода топлива его нормативным значениям. Для газобаллонных автомобилей этот показатель имеет некоторые особенности.
Во-первых, отсутствие надёжных приборов для определения количества заправляемого топлива на газонаполнительных станциях, а также израсходованного во время эксплуатации, вносит в этот показатель существенную долю неопределённости. Во-вторых, в силу специфических особенностей газового топлива, связанных с его взрывопожароопасностью, имеют место технологические потери (выпуск или слив газа, выработка газа из системы питания и т. п.) при техническом обслуживании и хранении газобаллонных автомобилей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.