Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 19

Для контроля давления газа в баллонах и определения ко­личества заправленного или израсходованного газа (по разнице начального и конечного давления) на одном из баллонов уста­новлен манометр высокого давления. В дальнейшем предпола­гается вместо механического манометра использовать дистан­ционный, датчик которого находится в магистрали высокого давления, а показывающий прибор — в кабине водителя.

При движении   из  баллонов  в двигатель  газ  подвергается очистке, проходя через металлокерамический фильтр на входе в редуктор высокого давления, войлочный    фильтр    на    входе в электромагнитный клапан 4 и сетчатый фильтр на входе в редуктор низкого давления 3. Такая тщательная очистка обусловлена высокими требованиями к точности и надежности работы редуцирующих клапанов газовых редукторов.

Газобаллонные автомобили, работающие на сжатом природном газе, помимо газовой системы питания, имеют еще и бензи­новую, обеспечивающую нормальную работу двигателя на жидком топливе. Перевод двигателя на бензин осуществляется с помощью тумблера, расположенного в кабине и управляющего работой электромагнитных клапанов 4 и 13. В остальном бен­зиновая система питания газобаллонных автомобилей, работаю­щих  на   СПГ,  аналогична  системе  питания   базовых   моделей, эксплуатируемых на бензине.

УСТРОЙСТВО ПРИБОРОВ ГАЗОБАЛЛОННОЙ УСТАНОВКИ

Баллоны для сжатого газа. В СССР автомобильные баллоны для хранении и транспортировки сжатого природного газа изго­тавливаются из бесшовных труб методом горячей закатки дни­ща и горловины.  В качестве материала для баллонов применяется легированная хромомолибденовая сталь 30ХМА или уг­леродистая сталь марки Д.

Применение баллонов из легированной стали ЗОХМА с высокими механическими свойствами позволяет снизить массу баллонов в 1,5 раза по сравнению с баллонами из углеродистой стали, что имеет важное значение для технико-экономических показателей автомобильного транспорта, особенно при эксплуа­тации специализированных автомобилей-фургонов на базе ГАЗ-52-28.

В дальнейшем, по мере развития в стране производственной базы, удельный вес баллонов из легированной стали будет воз­растать, а баллоны из углеродистой стали станут постепенно изыматься из эксплуатации. Рядом научно-исследовательских и проектных организаций ведется работа по созданию баллонов из композиционных материалов с улучшенными массовыми показа­телями.

Внутренняя и наружная поверхности баллонов не должны иметь раковин, вмятин, трещин и глубоких рисок. Все баллоны должны быть окрашены масляной или эмалевой краской в красный цвет и иметь надпись «Метан».

На сферической части у горловины каждого баллона должны быть указаны:

·  товарный знак предприятия-изготовителя;

·  номер баллона (по системе нумерации предприятия-изготовителя);

·  дата (месяц и год) изготовления (испытания) и год следую­щего испытания (при этом указывается месяц и год первого — год последующего испытания, например, 10-85-88);

·  вид термообработки: N — нормализация, V — закалка с от­пуском;

·  рабочее давление (Р 200) и пробное гидравлическое (П 300) в кгс/см2;

·  объем баллона (номинальный — 50 л);

·  масса баллонов в кг (фактическая с точностью ±0,2 кг);

·  клеймо ОТК предприятия-изготовителя (клейма после окрас­ки баллонов должны быть отчетливы видны).

Одна из задач термообработки баллонов — обеспечение одно­родности структуры материала, гарантирующей безосколочность баллонов при разрушении.

Автомобильные баллоны в соответствии с «Правилами уст­ройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора СССР должны подвергаться пе­риодическому освидетельствованию. Дата очередного освиде­тельствования указана на баллоне. Эксплуатация автомобилей с баллонами, у которых истек срок освидетельствования, строго запрещена.

В СССР срок освидетельствования для баллонов из легированной стали установлен не реже одного раза в 5 лет, для баллонов из углеродистой стали  - не реже чем один раз в 3 года.

Освидетельствование баллонов для автомобилей, независи­мо от их ведомственной принадлежности, производится на спе­циализированных пунктах, создаваемых в системе министерств автомобильного транспорта союзных республик. Баллоны на пункт должны доставляться из автотранспортных предприятий комплектно, по маркам автомобилей совместно с ввернутыми в них переходниками и вентилями.

Укрупненно технология освидетельствования баллонов и раз­решение на новый срок их эксплуатации включает следующие операции:

·  внешний и внутренний осмотр баллонов;

·  взвешивание (при потере массы более 7% от первоначальной баллон выбраковывается);

·  гидравлические испытания на давление 30 МПа (300 кгс/см2), превышающее рабочее давление в 1,5 раза;

·  пневматические испытания герметичности ввернутых в гор­ловину баллонов переходников (в ряде случаев и вентилей) при давлении 20 МПа (200 кгс/см2). При недоброкачественной резь­бе горловины баллона он выбраковывается;

·  осушка и окраска баллонов;

·  выдача баллонов заказчику, комплектно по маркам автомобилей.

Баллоны — ответственный элемент конструкции автомобиля и поэтому внимательный уход за ними, очистка их, газопроводов и газовой арматуры от пыли и  грязи, своевременная покраска являются обязательным условном их безопасной эксплуатации.

Газопроводы и их соединения. Газопроводы от баллонов до редуктора высокого давления  выполнены из стальных толсто­стенных трубок с наружным диаметром 10±0,15 мм и внутренним 6±0,10 мм. Их сопряжение с переходниками, вентилями и другими элементами газовой аппаратуры осуществляется с помощью  ниппельного соединения   (см.   рис.  31).   Герметичность соединения достигается путем врезания ниппеля из стали А12 в трубку. Если ниппельное соединение не обеспечивает герметич­ность, его следует заменить.

Перед установкой газопроводы следует продуть сжатым воздухом и окрасить масляной или эмалевой краской в красный цвет. Они не должны иметь механических повреждений, глубо­ких рисок, трещин, следов коррозии.