Для контроля давления газа в баллонах и определения количества заправленного или израсходованного газа (по разнице начального и конечного давления) на одном из баллонов установлен манометр высокого давления. В дальнейшем предполагается вместо механического манометра использовать дистанционный, датчик которого находится в магистрали высокого давления, а показывающий прибор — в кабине водителя.
При движении из баллонов в двигатель газ подвергается очистке, проходя через металлокерамический фильтр на входе в редуктор высокого давления, войлочный фильтр на входе в электромагнитный клапан 4 и сетчатый фильтр на входе в редуктор низкого давления 3. Такая тщательная очистка обусловлена высокими требованиями к точности и надежности работы редуцирующих клапанов газовых редукторов.
Газобаллонные автомобили, работающие на сжатом природном газе, помимо газовой системы питания, имеют еще и бензиновую, обеспечивающую нормальную работу двигателя на жидком топливе. Перевод двигателя на бензин осуществляется с помощью тумблера, расположенного в кабине и управляющего работой электромагнитных клапанов 4 и 13. В остальном бензиновая система питания газобаллонных автомобилей, работающих на СПГ, аналогична системе питания базовых моделей, эксплуатируемых на бензине.
Баллоны для сжатого газа. В СССР автомобильные баллоны для хранении и транспортировки сжатого природного газа изготавливаются из бесшовных труб методом горячей закатки днища и горловины. В качестве материала для баллонов применяется легированная хромомолибденовая сталь 30ХМА или углеродистая сталь марки Д.
Применение баллонов из легированной стали ЗОХМА с высокими механическими свойствами позволяет снизить массу баллонов в 1,5 раза по сравнению с баллонами из углеродистой стали, что имеет важное значение для технико-экономических показателей автомобильного транспорта, особенно при эксплуатации специализированных автомобилей-фургонов на базе ГАЗ-52-28.
В дальнейшем, по мере развития в стране производственной базы, удельный вес баллонов из легированной стали будет возрастать, а баллоны из углеродистой стали станут постепенно изыматься из эксплуатации. Рядом научно-исследовательских и проектных организаций ведется работа по созданию баллонов из композиционных материалов с улучшенными массовыми показателями.
Внутренняя и наружная поверхности баллонов не должны иметь раковин, вмятин, трещин и глубоких рисок. Все баллоны должны быть окрашены масляной или эмалевой краской в красный цвет и иметь надпись «Метан».
На сферической части у горловины каждого баллона должны быть указаны:
· товарный знак предприятия-изготовителя;
· номер баллона (по системе нумерации предприятия-изготовителя);
· дата (месяц и год) изготовления (испытания) и год следующего испытания (при этом указывается месяц и год первого — год последующего испытания, например, 10-85-88);
· вид термообработки: N — нормализация, V — закалка с отпуском;
· рабочее давление (Р 200) и пробное гидравлическое (П 300) в кгс/см2;
· объем баллона (номинальный — 50 л);
· масса баллонов в кг (фактическая с точностью ±0,2 кг);
· клеймо ОТК предприятия-изготовителя (клейма после окраски баллонов должны быть отчетливы видны).
Одна из задач термообработки баллонов — обеспечение однородности структуры материала, гарантирующей безосколочность баллонов при разрушении.
Автомобильные баллоны в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Госгортехнадзора СССР должны подвергаться периодическому освидетельствованию. Дата очередного освидетельствования указана на баллоне. Эксплуатация автомобилей с баллонами, у которых истек срок освидетельствования, строго запрещена.
В СССР срок освидетельствования для баллонов из легированной стали установлен не реже одного раза в 5 лет, для баллонов из углеродистой стали - не реже чем один раз в 3 года.
Освидетельствование баллонов для автомобилей, независимо от их ведомственной принадлежности, производится на специализированных пунктах, создаваемых в системе министерств автомобильного транспорта союзных республик. Баллоны на пункт должны доставляться из автотранспортных предприятий комплектно, по маркам автомобилей совместно с ввернутыми в них переходниками и вентилями.
Укрупненно технология освидетельствования баллонов и разрешение на новый срок их эксплуатации включает следующие операции:
· внешний и внутренний осмотр баллонов;
· взвешивание (при потере массы более 7% от первоначальной баллон выбраковывается);
· гидравлические испытания на давление 30 МПа (300 кгс/см2), превышающее рабочее давление в 1,5 раза;
· пневматические испытания герметичности ввернутых в горловину баллонов переходников (в ряде случаев и вентилей) при давлении 20 МПа (200 кгс/см2). При недоброкачественной резьбе горловины баллона он выбраковывается;
· осушка и окраска баллонов;
· выдача баллонов заказчику, комплектно по маркам автомобилей.
Баллоны — ответственный элемент конструкции автомобиля и поэтому внимательный уход за ними, очистка их, газопроводов и газовой арматуры от пыли и грязи, своевременная покраска являются обязательным условном их безопасной эксплуатации.
Газопроводы и их соединения. Газопроводы от баллонов до редуктора высокого давления выполнены из стальных толстостенных трубок с наружным диаметром 10±0,15 мм и внутренним 6±0,10 мм. Их сопряжение с переходниками, вентилями и другими элементами газовой аппаратуры осуществляется с помощью ниппельного соединения (см. рис. 31). Герметичность соединения достигается путем врезания ниппеля из стали А12 в трубку. Если ниппельное соединение не обеспечивает герметичность, его следует заменить.
Перед установкой газопроводы следует продуть сжатым воздухом и окрасить масляной или эмалевой краской в красный цвет. Они не должны иметь механических повреждений, глубоких рисок, трещин, следов коррозии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.