Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей, страница 17

В случае затруднения пуска холодного двигателя и на бензине необходимо произвести тепловую подготовку двигателя, пользуясь имеющимися в автотранспортном предприятии пожа­робезопасными средствами межсменного подогрева или пред­пускового разогрева двигателей: горячей водой, паром, подо­гретым воздухом или электроэнергией с использованием встроенных в системы охлаждения и смазки трубчатых электронагревателей (ТЭНов).

Пуск на газе прогретого двигателя при температуре охлаждающей жидкости не ниже 60° С не представляет затруднений. Жидкостный расходный вентиль баллона, магистральный вентиль и электромагнитный запорный клапан должны быть открыты, дроссельные заслонки смесителя полностью закрыты. Нажимать стержень диафрагмы камеры второй ступени газового редуктора не требуется. После включения зажигания двигатель пускать стартером.

Управление автомобилем при работе двигателя на сжиженном газе практически не отличается от управления автомобилем с бензиновым двигателем. Особенно это относится к газобаллонным автомобилям с газовыми двигателями, мощность которых такая же, как у их бензиновых прототипов. Поэтому тягово-скоростные свойства автомобилей с газовыми двигателями — интенсивность разгона, способность преодолевать подъемы и др. — одинаковы с тягово-скоростными свойствами базовых бензиновых автомобилей.

Газобаллонные автомобили с универсальными двигателями несколько уступают по тягово-скоростным свойствам своим бензиновым прототипам, но, поскольку снижение мощности двига­теля при работе из газе по сравнению с его мощностью на бензине невелика, разницы между ними почти не ощущается.

Перевод двигателя с газа на бензин и с бензина на газ. Чтобы перевести универсальный двигатель с газа на бензин, необходимо:

·  закрыть магистральный  вентиль и выработать весь газ из расположенных после него трубопроводов и  приборов  газовой системы питания до остановки двигателя, после чего выключить зажигание и закрыть расходный вентиль баллона; 

·  открыть бензиновый кран и, пользуясь рычагом ручной подкачки бензонасоса, заполнить бензином поплавковую камеру карбюратора-смесителя;

·  включить зажигание и пустить двигатель стартером.   Приемы пуска на бензине универсального двигателя, в том числе пользование заслонками   карбюратора-смесителя, ничем не отличаются от приемов пуска двигателя бензинового автомобиля.

Чтобы перевести   с   газа   на   бензин    газовый   двигатель, следует:

·  закрыть магистральный вентиль и выработать из системы газ до остановки двигателя. Затем выключить зажигание и закрыть расходный вентиль баллона;

·  отъединить тягу 3 (см. рис. 29) от рычага 8 валика дроссельных заслонок. Удлинив тягу с помощью регулировочной вилки 13 на 10 мм, присоединить ее к промежуточному рычагу 19 привода дроссельной заслонки карбюратора;

·  закрыть воздушные и дроссельные заслонки смесителя. Для более плотного закрытия дроссельных заслонок вывернуть винт 9 и убедиться в том, что пружина 11 надежно удерживает рычаг 8 и заслонки в положении закрытия;

·  открыть   крышку входного патрубка смесительной камеры карбюратора   и закрепить ее в положении, показанном   на рис. 29, б;

·  открыть бензиновый кран и, пользуясь рычагом ручной подкачки бензонасоса, заполнить топливную камеру карбюратора. Нажать несколько раз кнопку 21 толкателя мембраны топливной камеры (см. рис. 28), чтобы впрыснуть бензин в смесительную камеру;

·  если двигатель холодный, закрыть воздушную заслонку карбюратора, слегка приоткрыть дроссельную заслонку (пользуясь ручным приводом), включить зажигание и пустить двигатель стартером. Когда двигатель начнет работать устойчиво, открыть воздушную заслонку и закрыть дроссельную. При пуске прогретого двигателя закрывать воздушную заслонку не требуется.

Перевод как универсального, так и газового двигателя с бензина на газ производится в обратной последовательности.

Работа двигателя одновременно на газе и бензине не допускается. Именно поэтому при переводе двигателя с одного топлива на другое ставится требование, чтобы сначала было полностью выработано топливо, на котором двигатель работал до перевода и только потом был произведен пуск двигателя на другом топливе.

Исключение представляет случай, когда при температуре окружающего воздуха ниже —5° С и из-за неправильной регулировки газовой системы холостого хода не удается пустить на газе двигатель, прогретый на бензине. В этом случае допускается переход с бензина на газ без остановки двигателя.

Остановка двигателя. Во всех случаях, независимо от того, на каком топливе работает двигатель, его останавливают выключением зажигания.

Если предполагается, что остановка двигателя, работавшего на газе, продлится не более одного часа, закрывать магистраль­ный вентиль нет необходимости. Делая остановку па более длительное время, следует закрыть магистральный вентиль. При постановке автомобиля на стоянку в межсменное время должны быть закрыты расходные вентили баллонов, выработан газ из системы и затем закрыт магистральный вентиль.

Учет расхода сжиженного нефтяного газа имеет ряд особенностей, связанных со спецификой физико-химических свойств са­мого топлива, конструкцией  измерительных. приборов и условиями заправки.

Во-первых, учет расхода топлива с помощью датчика контроля уровня СНГ в газовом баллоне весьма неточен, так как погрешность измерительной системы может достигать 20%. Во-вторых, плотность СНГ, а следовательно, и объемные показатели сильно зависят от температуры, что необходимо учитывать если требуются точные измерения расхода топлива.

При эксплуатации газобаллонных автомобилей на СНГ рекомендуется применять объемный способ измерения расхода топлива, с использованием показаний счетчика отпуска газа на газонаполнительной станции. Разница между показаниями счетчика для предыдущей и производимой заправки газом при условии максимального наполнения баллона в обоих случаях принимается за фактический расход газа. Этот расход, отнесенный к пробегу автомобиля между заправками, умноженный на 10 составит эксплуатационный расход СНГ в л/100 км. Если полученный расход газа отличается от нормативного более чем на 15%, необходимо выяснить причины этого и принять меры к их устранению.