Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте

Страницы работы

84 страницы (Word-файл)

Содержание работы

РАЗ Д Е Л  П Е Р В Ы Й.  СОЗДАНИЕ АСУ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Тема 1: «АСУ и ее  роль в организации транспортного обслуживания».  

1.1. Структура АСУ и принципы ее функционирования. Управление и его роль  в повышении эффективности на автомобильном транспорте.

Жизнь общества связана с непрерывным производством ма­териальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Основой производства яв­ляется трудовая деятельность людей, осуществляемая орудия­ми труда. Люди делают орудия труда для облегчения своей работы и совершенствования трудовых процессов. Чем лучше орудия труда, тем больше материальных благ можно произвести тем выше качество продукции. Поэтому люди заинтересованы в непрерывном усовершенствовании орудий труда, что состав­ляет основу научно-технического прогресса. Таким образом на­учно-технический прогресс - это результат деятельности людей по непрерывному развитию и совершенствованию производи­тельных сил и материально-технической базы общества. Он может проявляться в двух основных формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма - это относительно дли­тельное постепенное накопление и внедрение в практику произ­водства научных и технических знаний. Революционная форма ­это качественный скачок в познании и практическом применении человечеством законов природы.

Научно-техническая революция выражается в качественных преобразованиях орудий и предметов труда, технологии, органи­зации труда и в управлении. Эти преобразования могут охваты­вать всю систему общественного производства.

Научные и технические революции в истории человечества происходил и неоднократно. Особое влияние на развитие общест­ва оказали промышленная революция конца XVIII в. и совре­менная научно-техническая революция. Промышленная револю­ция была связана с появлением крупного машинного производ­ства. Классики марксизма-ленинизма рассматривали ее как составную часть общественного переворота, определившего переход от феодальной к капиталистической общественно-эко­номической формации. Это был качественный скачок в разви­тии производительных сил, который в корне изменил роль науки в обществе. Она превратилась в важнейшую область человече­ской культуры и составную часть производительных сил.

Промышленная революция означала не только переход к ши­рокому использованию научных знаний в производстве. Ее важнейшим последствием было ускорение передачи функций рабо­тающего человека машинам. В процессе производства человек выполняет четыре основные функции:

1. Приводит в действие орудия и предметы труда, используя свою мускульную силу в качестве источника двигательной энер­гии (землекоп, использующий' лопату в качестве орудия труда).

2. Управляет различными орудиями, воздействующими на предметы труда (токарь, фрезеровщик, водитель транспортного средства) .

3. Налаживает и настраивает орудия труда (автослесарь , электрик) .

4. Проектирует и организует процессы производства (началь­ник отдела эксплуатации, диспетчер, экономист, начальник АТП).

С появлением развитой системы машин на первый план вы­двигаются вторая, третья и четвертая функции, тогда как первая постепенно отмирает, потому что энергия человека, приводяще­го в действие орудия труда, заменяется силой воды, пара и электричеством. Машины начинают выполнять многие из тех операций, которые ранее выполнял человек, причем делаю это быстрее и лучше.     

Внедрение машин в процессы производства является причиной дальнейшего разделения труда, которое, как показал K. Маркс , в своей работе «Капитал», должно сопровождаться кооперацией. Только в том случае, если отдельные производст­венные операции ,а следовательно и вся деятельность участни­ков производства будут увязаны в единый процесс, можно получить ожидаемый результат. Существование системы разделения и кооперации труда невозможно без эффективной системы уп­равления. В ходе. промышленной революции управление превра­щается в самостоятельный вид деятельности, без которого про­изводство невозможно. В «Капитале» К. Mapкc таким образом охарактеризовал значимость управления: «Всякий непосредственно общественный или совместный тpyд , осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласо­ванность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производствен­ного организма в отличие от движения его самостоятельных ор­ганов» 1.

 Управление производством складывается из управления ве­щами и управления людьми. Управление вещами - это непо­средственное управление работой машин и механизмов. Для токаря , фрезеровщика, ткача - это управление работой, своих станков. Для машиниста электровоза, водителя автомобиля­ управление работой транспортного средства. Управление людь­ми - это составная часть организационно-экономического управления , которое охватывает весь комплекс производства.

Основная тенденция современной научно-технической рево­люции заключается в автоматизации производства и управле­ния на всех уровнях. Функции управления вещами во все возра­стающем объеме передаются электронным машинам. Создание промышленных роботов, управляемых ЭВМ, позволяет автома­тизировать такие производственные процессы, которые ранее выполнялись только людьми. В результате человек перестает быть ,непосредственным участником производственного процесса.«Вместо того , чтобы быть главным агентом процесса производст­ва , рабочий становится рядом с ним». Таким образом в ходе современной научно-технической ре­волюции начинает отмирать и вторая производственная функция человека и он получает возможность использовать свои  творческие способности в другой сфере деятельности -  сфере управ­ления. По мере развития системы производства деятельность по управлению начинает все более усложняться. В результате разделения управленческого труда возникают отдельные функции управления, т. е. специализированные виды управленческих работ, требующие специальных знаний от исполнителей . Та­ким работам относятся планирование, учет, контроль , анализ .

Эти функции выполняют экономисты , технологи ,бухгалтера ,для которых работа по управлению превращается в профессию.

В сферу управления внедряются электронно-вычислительные машины, которые  не могут полностью заменить человека , но тем не менее становятся все более необходимыми. Таким образом, в сложившейся системе хозяйственного уп­равления в результате научно-технической революции происхо­дят коренные преобразования. Управление этими изменениями осуществляется государственными органами под непосредственным руководством Коммунистической партии Советского Союза. Основные направления дальнейшего развития экономикой опре­делены в решениях XXV и XXVI съездов КПСС. Главная задача заключается в том, «чтобы поднять уровень планирования и хозяйствования, привести их в соответствие с требованиями ны­нешнего этапа, - этапа развитого социализма, добиться значительного повышения эффективности общественного производст­ва, ускорения научно-технического прогресса и роста производи­тельности труда, улучшения качества продукции и на этой основе обеспечить неуклонный подъем экономики страны и бла­госостояния советского народа» .

Похожие материалы

Информация о работе