1.2 Классификация АСУ. Краткая характеристика, содержание, перспективы развития функциональных подсистем, связанные с груз. И пассажирскими перевозками.
Научно-техническая революция дала толчок дальнейшему развитию науки об управлении. Внедрение научных достижений в практику, когда ученым приходилось решать особо сложные задачи по организации управления принципиально новыми производственными процессами, дало дополнительный стимул к развитию кибернетики.
Кибернетика - наука о процессах управления в сложных динамических системах, основывающаяся. на теоретическом фундаменте математики и логики, а также на применении средств автоматики, особенно электронно-вычислительных , управляющих и информационно-логических машин.
Важнейшими положениями , выдвинутыми кибернетикой, были: системность объектов управления, информационный характер процессов управления, принцип обратной связи. Самое широкое применение в кибернетике нашли методы математического описания объектов и процессов управления.
Система, подсистема, элемент. С и с т е м о й называется некоторый объект, состоящий из отдельных элементов, между которыми установлены упорядоченные отношения и связи. Такой объект находится в некоторой среде, с которой он обменивается материей, энергией и информацией. Системами являются люди , машины, животные, космические объекты, социальные группы, общества и т. д. Для любой из этих систем характерны определенное внутреннее строение, внутренняя структура, своя среда и особые способы взаимодействия с ней. В соответствии с этим выделяют системы механические, биологические, социальные, экономические, производственно-хозяйственные и т. д. Несмотря на качественные различия, все эти системы имеют и ряд общих свойств. Одним из таких свойств является наличие подсистем.
П о д с и с т е м о й называют такую часть системы, которая, будучи составной ее частью, в свою очередь, является системой. Например, автомобиль, являясь системой, состоит из отдельных частей. Среди. них можно выделить такие части, как колесо , двигатель, систему электрооборудования. Очевидно, что каждая из них представляет собой относительно самостоятельную систему, которая выполняет определенные функции. Многие относительно самостоятельные системы в действительности являются подсистемами других, более сложных системах. Так, например, автомобильный транспорт может рассматриваться как подсистема транспортной системы, в состав которой входят также железнодорожный, трубопроводный , водный , воздушный и др. Транспортная система, в свою очередь, является подсистемой в экономической системе общества, а экономическая - подсистемой в системе общества (рис. 1). Соотношение подсистем в сложных системах позволяет лучше определить соподчиненность целей управления, что имеет важное значение для практики. .
Если переход от простых подсистем к более сложным теоретически может происходить бесконечно, то обратный переход - от сложных ко все более простым имеет пределы. Если мы будем делить систему автомобиля на подсистемы, то в конечном итоге обнаружим такие его части, которые далее делить нецелесообразно. Например, блок цилиндров и т.д. Такие неделимые с точки зрения практической целесообразности части системы называются э л е м е н т а м и.
Организация подсистем по элементам. Каждая система имеет свой определенный набор элементов. Соединение разрозненных элементов в определенном порядке позволяет воссоздать эту систему. Например, сборка автомобилей на конвейере с точки зрения теории систем - это воссоздание сложной системы под названием «автомобиль» из множества составляющих ее элементов. При этом некоторые подсистемы, например колеса, двигатели, могут собираться на отдельных специализированных предприятиях.
Предприятие, на котором производят автомобили, также является системой, но не технической, а производственно-хозяйственной. Особенностью таких систем является их чрезвычайная сложность. Как правило, они состоят из четырех основных элементов. Чтобы производить автомобили, необходимы люди, материальные элементы (стали, оборудование, сырье, материалы, источники энергии, здания, сооружения и т. д.), финансы и информация. Каждый из перечисленных элементов по своим особым законам объединяется в четыре важнейшие подсистемы(рис. 2), из которых состоит любое предприятие, а подсистемы связаны с аналогичными подсистемами общества.
П р о и з в о д с т в е н н ы й к о л л е
к т и в является важнейшей подсистемой любой
производственно-хозяйственной системы. В конечном итоге именно коллектив
выполняет производственно-хозяйственную деятельность. Его важнейшими
особенностями являются способность проявлять в этой деятельности инициативу,
сознательность, идейную убежденность. Управление трудовыми коллективами требует
от руководителей глубокого знания психологии людей, владения методами
воспитательной работы, знания основ педагогики и социальной психологии.
М а т е р и а л ь н о – т е х н и ч е с к а я п о д с и с т е м а в
основном состоит из средств и предметов труда. К средствам труда относятся
машины , регулирующие приборы, транспортные средства, инструменты. Развитие
вычислительной техники позволило отнести к средствам труда системы управляющих
машин и электронно-вычислительную технику.
К предметам труда относят сырье и полуфабрикаты. Основные и вспомогательные
материалы, участвующие в процессе обработки, готовую продукцию до момента
получения ее заказчиками, источники энергии, запасные части, тару и т. д. В
финансово-экономической подсистеме важнеишимi1 элементами являются основные м
оборотные средства, фонды заработной платы и экономического стимулирования, Свободные
денежные средства, кредиты, ссуды и т. д.
Информационная подсистема формируется из потоков информации, обеспечивающей
процессы управления на предприятии . Потоки информации могут возникать
целенаправленно или самопроизвольно, быть регламентированными или
нерегламентированными, внутренними и внешними для предприятия т. д. Основным
элементом этой подсистемы является информации которая существует на предприятии
в различных формах (приказы и распоряжения, потоки учетной и отчетной
информации методики, инструкции, технологические карты, путевые листы и
товарно-транспортные накладные). Без четко налаженных потоков информации
процессы производства и управления оказываются невозможными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.