Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 11

Каналы связи могут быть арендуемыми или коммутируемыми. Арендуемые каналы связи обеспечивают постоянную связь между абонентским пунктом и ЭВМ. Это обходится дороже, зато
обеспечивает высокую степень надежности связи. Коммутируемый канал включается лишь на время передачи информации, а в остальное время каналы связи могут быть использованы для передачи сообщений другими абонентами. Примером коммутируемого канала связи является телефон, который включается по мере снятия трубки и набора соответствующего кода на диске.
Создание новой системы общения руководителей и специалистов с ЭВМ дало толчок к созданию новых форм обработки информации на базе банков данных. Произошло расширение круга пользователей ЭВМ, появилась возможность решения принципиально новых задач, которые невозможно было решать на машинах предыдущих поколений (например, оперативный, поиск данных, выдача справок, срочные расчеты, человеко-машинное решение задач, когда на отдельных этапах решения последовательно участвуют человек, ЭВМ и др.).
     Создание единых систем, состоящих из электронных машин я средств связи, позволило Создать сети ЭВМ. Их преимуществом является большая информационная емкость, возможность обработки в хранения массивов информации на значительном удалении от центральной ЭВМ. При эксплуатации сетей ЭВМ можно, например, одновременно использовать во время обработки массивы информации, хранящиеся в памяти ЭВМ в Горьком, Саратове и Иваново, тогда как пользователи может находиться в Москве или Ленинграде. Создание сетей ЭВМ для управления автомобильным транспортом является важнейшей задачей, решение которой обеспечит полноту и экономичность использования ЭВМ в процессах управления.

3.2. Техническое обеспечение АСУ

Термины в определения, использующиеся при разработках АСУ, устанавливаются государственными общесоюзными стандартами. В соответствии с ГОСТ 19675—74 автоматизированной системой управлении называется человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления в различных сферах человеческой деятельности. В хозяйственном управлении информацию, вырабатывающуюся в АСУ, используют для принятия оптимальных решений. При этом под оптимальными понимают такие решения, которые обеспечивают максимум положительных результатов и сводят к минимуму возможные отрицательные последствия.
      В отличие от автоматической автоматизированная система не полностью исключает человека из процессов управления. Происходит это по разным причинам. Важнейшей из них является сложность производственно-хозяйственных процессов. Самая совершенная электронная машина не в состояния проанализировать все возможные связи и дать точный прогноз развития производственной системы. Число возможных сочетаний факторов я качественных особенностей взаимодействия между отдельными ее подсистемами может быть бесконечным. Разнообразными могут быть также команды, помехи и возмущения, поступающие в производственную систему из внешней среды.
       В теории управления считается, что процесс принятия решений носит творческий характер и предполагает использование таких качеств человека, как опыт, интуиция, навыки, которыми не располагают электронные машины. Используя эти качества, руководитель среди бесконечного многообразия факторов выбирает наиболее существенные, главные, на основании которых и осуществляет выработку решений.
      Электронная машина, чтобы выработать аналогичные рекомендации, перебирает все возможные связи как внутри, так и вне производственной системы. Поскольку таких связей бесконечное или очень большое число, то ЭВМ практически не может решить задачу в течение установленного срока и ее работа мало что даст для оптимального управления. Поэтому при разработке АСУ ориентируются не на замену человека машиной, а на организацию оптимального взаимодействия человека и ЭВМ в процессах. управления.
      Хозяйством еще длительное время будет управлять человек, который корректирует и уточняет варианты решений, предлагаемые ЭВМ, ставит машине новые, сложные задачи и на основе полученной информации управляет коллективом и отдельными участника м п производственного процесса.
Однако ограниченность возможностей ЭВМ в выработке управленческих решений вовсе ве означает, что вычислительную технику рано или вообще не нужно использовать в управлении. Напротив, именно вычислительная техника предоставляет сегодня руководителям предприятий в организации все более широкие возможности для повышения эффективности и качества принимаемых решений.
Использование ЭВМ возможно в трех организационных формах: организация решения отдельных планово-экономических задач; создание систем электронной обработки данных (ЭСОД); разработка и внедрение автоматизированных систем управления (АСУ).
Первая и вторая организационные формы использования ЭВМ характеризуются преобладанием технологического подхода в исследованиях и разработках. На первый план выдвигается переработка информации. Организация и управление затрагиваются лишь в незначительной степени. При таком подходе еще рано говорить об автоматизации управления, 9то скорее начальные этапы развития АСУ.
Современная концепция АСУ стала формироваться в конце 60-х — начале 70-х годов. Развитие технической и программной базы поставило вопрос о создании автоматизированных систем управления, т. е. человеко-машинных систем принятия решений на основе электронной обработки данных.
      Новое понимание АСУ потребовало решения вопросов организации, социологии и психологии управления. Электронная машина может перерабатывать информацию. может даже разрабатывать варианты решений, но она не может управлять людьми. Она не обладает ни психикой, ни соответствующими волевыми качествами, благодаря которым руководитель организует работу людей и добивается исполнения своих распоряжений. Использование ЭВМ в качестве основного средства переработки информации влечет за собой перестройку значительной части процессов и систем управления. для работников аппарата управления отпадает необходимость выполнения большого числа однообразных и утомительных расчетов, повышается творческое содержание их управленческого труда. В результате видоизменяются организационная структура управления, содержание должностных инструкций и всего комплекса документов, регламентирующих взаимоотношения отдельных сотрудников, подразделений и служб производственной системы.
Перестройка сложившихся организационных форм и методов управления является непростой задачей и требует значительных трудовых и материальных затрат. Это создает определенные трудности при разработке АСУ, при последующем внедрении и развитии. Разработчик АСУ далеко не всегда может предвидеть те проблемы, которые вынужден будет решать хозяйственный руководитель. Поэтому при создании АСУ разработчики ориентируются на возможности моделирования отдельных хозяйственных процессов при помощи экономико-математических методов, на прогнозы развития производственной системы, а также на опыт ранее принимавшихся решений. Но и это не гарантирует того, что созданная АСУ будет удовлетворять требованиям производства достаточно длительное время. Поэтому в каждой АСУ должны быть заложены возможности ее непрерывного развития и совершенствования в соответствии с потребностями практики производства и управления.
Теория и практика разработок АСУ позволили сформулировать ряд принципов, применение которых помогает успешно преодолевать те трудности, с которыми сталкиваются разработчики. Академик В. М. Глушков предложил следующие принципы н о в ы  х  з а д а ч, состоящий в том, что при создании АСУ необходимо предусматривать такие задачи, которые дают значительный эффект и не могут быть решены без применения ЭВМ. Например, на основе ручных расчетов точно определить число автомобилей, необходимых для уборки урожая, невозможно из-за огромного количества учитываемой информации. для этого необходимо проанализировать: урожайность в различных районах, областях и климатических зонах, погодные условия, наличие и состояние автомобильных дорог, продолжительность периода уборки урожая в различных климатических зонах, пропускную способность хлебоприемных предприятий, наличие погрузочно-разгрузочных механизмов и множество других факторов. Невозможность выполнения таких расчетов вручную приводила к приблизительному определению потребности в дополнительных автомобилях на период уборки урожая, что при больших масштабах переброски автомобилей из одной области в другую вызывало значительные потери из-за простоя лишних автомобилей, их перевозки железнодорожным транспортом, расхода ГСМ, оплаты труда водителей и т. д.
При создании АСУ эту задачу оказалось возможным решить
с помощью ЭВМ и экономико-математических методов. Учет всех
разнородных факторов позволил составить точные прогнозы потребности в дополнительном подвижном составе, что, в свою очередь, позволило значительно снизить расходы на транспортные средства в период уборки урожая;
      с и с т е м н о г о   п о д х о д а, предполагающий использование при разработках АСУ системного подхода, системного анализа и системотехники, о которых говорилось выше;
      первого руководителя, гласящий, что разработка в внедрение АСУ должна возглавляться руководителем организации Это необходимо потому, что только руководитель организации может обеспечить активную и взаимосвязанную работу всего Коллектива над созданием АСУ, перестройку всего механизма Управления и перевода его на новые методы работы;
максимальной типизации проектных решений, предполагающий разумное использование типовых проектных решений при разработке АСУ для сокращения сроков и удешевления работ;
Непрерывного развития системы, требующий создания гибких АСУ, позволяющих автоматизировать новые управленческие задачи по мере их возникновения и без корневой перестройки всей ранее созданной системы управления;
      а в т о м а т и з а ц и и   д о к у м е н т о  о б о р о т а, предполагающий, что основная масса документов, используемая в управлении, перерабатывается с использованием электронных машин;
единой информационной базы, предусматривающий накопление на машинных носителях информации, необходимой для решения одновременно многих задач управления;
      к о м п л е к т н о с т и  з ад а ч, заключающийся в учете всех информационных связей между отдельными задачами и комплексами задач, решаемыми в АСУ;
      м и н и м и з а ц и и   в в о д а – в ы в о д  а  информации, требующий, чтобы вся информация, необходимая для работы АСУ, вводилась в ЭВМ 1 раз, а все последующие преобразования осуществлялись на основе информации, уже имеющейся в памяти системы. Между вводом информации в ЭВМ и ее получением для дальнейшей работы не должно быть промежуточных этапов ввода-вывода;
      с о в м е щ е н  и и   п о д г о т о в к и   д о к у м е н т о в , означающий, что документы первичного учета вырабатываются с использованием ЭВМ. Это способствует повышению оперативности учета,
сокращению затрат ручного труда и Уменьшению возможных ошибок субъективного характера при подготовке информации;
       с о г л а с о в а н н о с т и   п р о п у с к н ы х   с п о с о б н о с т е й  отдельных частей системы, означающий, что должна быть обеспечена взаимная увязка между быстродействием ЭВМ, скоростью ввода-вывода информации, ее подачей на обработку, а также возможностями руководителей по восприятию и анализу информации. В управлении одинаково опасны как недостаток, так и избыток информации, когда руководитель теряется в потоке сведений и не может принять решение.