Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 17

Кодирование технико-экономической информации необходимо для перевода содержания сообщений с языка, принятого в общении между людьми, на язык машины. соответствии с ГОСТ 17369—78 под кодированием понимается образование и присвоение обозначения объекту классификации признаку классификации или классификационной группировке. Кодированию, следовательно, предшествует значительная работа по классификации технико-экономической информации в системе управления.
      Методы классификации. Классификация это разделение заданного множества объектов на подмножества соответствии С принятыми методами классификации. Государственный стандарт устанавливает два таких метода.
     Иерархический метод классификации предполагает, что заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества. Например, все множество автомобилей можно разделить на грузовые, легковые автомобили, автобусы и автомобили специального назначения. Грузовые автомобили, в свою очередь, можно разделить на бортовые автомобили, автомобили-самосвалы, -фургоны, -цистерны и т. д.
     Фасетный метод классификации предполагает, что заданное множество делится на группы по различным признакам. Помимо вышеупомянутых групп, все автомобили можно разделить на автомобили с дизельными и карбюраторными двигателями, работающие по тарифу за перевезенную 1 т груза и по почасовой оплате труда и т. п. Ни один из названых признаков не зависит от другого.
Основными объектами классификации и кодирования информации в АСУ-автотранспорт являются: автотранспортные предприятия, виды транспортных средств и сообщений, работы и услуги, грузы, клиентура, категории персонала и т. Д.
      В подсистеме технического обслуживания и ремонта подвижного состава основными объектами классификации и кодирования информации являются: запасные части, инструмент, материалы, виды технических воздействий и работ, характеристика зон (постов) и подразделений технической службы автотранспортного предприятия (АТП), видь неисправностей подвижного состава, узлов, агрегатов, пооперационные и укрупненные трудовые нормативы, нормы расхода запасных частей и материалов по видам технических воздействий и т. д.
       Классификация и кодирование показателей обеспечивают однозначность понимания их содержания и соответствия между кодами и предметами (понятиями), кодовую совместимость АСУ транспортного управления с отраслевой АСУ.
       Код — это обозначение объекта классификации, признака классификации и (или) классификационной группировки знаком или группой знаков в соответствии с принятым методом кодировки. Коды составляют по определенным правилам, называемым системой кодирования. При разработкё кодов используют различные системы записи данных: порядковую, серийную, серийно-порядковую и т. д. Выбор рациональной системы кодирования и определение длины кодового обозначения позволяют делить классифицируемое множество на непересекающиеся группировки, что исключает возможность присвоения различных кодов одним и тем же объектам. Система кодирования, как правило, используется вместе с системой классификации.
       Системы кодирования. Порядковая система применяется для кодирования устойчивых и простых объектов, обладающих одним признаком. Ее преимущество — малая значность, плотность записи, простота построения. Она предусматривает присвоение кодов признакам в виде цифр натурального ряда чисел без пропуска номеров. По этой системе кодируют категории персонала, причины увольнения, режимы работ, сезоны, типы автобусов по вместимости и т. д. Например, сезоны можно закодировать следующим образом: зима—1, весна—2, лето—З, осень — 4.
       Серийная система служит для кодирования объектов, обладающих двумя признаками, и предполагает присвоение каждой группе однородных признаков серии кодов, В пределах установленной серии каждую позицию кодируют порядковым н номерами. При этом в серию номеров обязательно включают и резервные коды. Серийная система наиболее экономична по количеству разрядов и одновременно содержит необходимый резерв номеров для новых позиций. Например, автобусные маршруты по указанной системе можно закодировать следующим образом. Код составить из четырех знаков, где первый знак будет обозначать вид сообщения (междугородный, пригородный, городской и т. д.), а второй, третий и четвертый знаки — порядковые номера маршрутов внутри вида сообщений.
       Серийно-порядковая система используется для кодирования объектов, обладающих многими признаками. Эту систему можно использовать, например, для кодирования материалов, комплектующих изделий, автомобильных шин, запасных частей и т. д. Код состоит из десяти знаков. Из их числа два знака присваивают классу, по одному знаку—подклассу, группе, подгруппе, виду и четыре знака — серийно-порядковой части. Например, коды агрегатов, запасных частей могут располагаться в пределах от 45 3000 000 до 459800 0000.

4.5. Методы создания и ведения классификаторов

При создании информационного обеспечения АСУ разработка и ведение классификаторов технико-экономической информации наиболее трудоемкая работа.
Классификатором по ГОСТ 17369—78 называется систематизированный свод наименований объектов классификации, признаков классификации и (или) классификационных группировок и их кодовых обозначений. Классификаторы являются справочными документами для составления массивов информации.
При создании классификаторов определяют перечень классифицируемых объектов, систематизируют объекты по наиболее существенным признакам, в соответствии с которыми ЭВМ может обрабатывать данные, кодируют признаки объектов согласно принятой системе. После заполнения подлинник классификатора выверяют и согласовывают с заинтересованными подразделениями и организациями. для поддержания классификаторов в рабочем состоянии необходимо своевременно вносить в него изменения, оповещая об этом службы, использующие классификатор. достоверность и оперативность информации об изменениях существенно влияют на общую эффективность функционирования АСУ.
       Классификаторы, использующие в АСУ-автотранспорт, под- разделяют на три группы.
       I. Общесоюзные классификаторы, применяемые для АСУ разной ведомственной принадлежности в качестве единого языка-посредника при обмене информацией между ними. Их утверждает и регистрирует Государственный комитет СССР по стандартам. для АСУ-автотранспорт общесоюзные классификаторы имеют важное значение, поскольку автомобильный транспорт по характеру своей деятельности практически связан со всеми отраслями народного хозяйства.
       Комплекс общесоюзных классификаторов состоит из 28 классификаторов, которые можно подразделить на следующие группы.