Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 38

Г Л А В А 12.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ

12.1  Предпроектная стадия и разработка технического задания

В проектировании и внедрении АСУ принимают участие работники разных специальностей: специалисты по ЭВМ и другим техническим средствам, по автоматизированной обработке информации, математики и программисты, организаторы производства, экономисты, социальные психологи, юристы и др. Проект АСУ отличается прежде всего сложностью разработки.
Проектирование и этапы разработки АСУ определяются нормативными документами (ГОСТами, ОСТами, методическими материалами), обязательными для исполнения работниками проектирующей организации. Основанием на разработку АСУ- автотранспорт является постановление Госкомитета по науке и технике.
Создание и внедрение АСУ (рис. 25) предусматривает следующие работы: предварительное обследование системы управления хозяйственной организацией (предпроектная стадия), разработку технического задания, технического проекта и рабочего проекта, а также порядка внедрения АСУ.
Предпроектная стадия создания АСУ заключается в глубоком обследовании и анализе системы управления хозяйственной организацией для выработки предложений по ее совершёнствованию. Изучаются структура и функции органов управления автомобильным транспортом, распределение прав, обязанностей и ответственности персонала, положения об отделах, подразделениях и должностные инструкции, документооборот и потоки информации, их содержание, система учета и отчетности, формы документов и другие сведения, отражающие административную и хозяйственную деятельность обследуемых организаций и их  взаимосвязи. Анализ позволяет :

 выявить источники и получателей информации, уровни управления, установить направления информационных потоков в структурных подразделений и т. п.
      Программа обследования включает следующие разделы:
      предварительное ознакомление с подразделениями, их штатным расписанием, личным составом, организационными структурами;
      описание функций подразделений;
      сбор документов, анализ их содержания, заполнение форм обследования;
      предварительная обработка полученных данных;
      определение используемых технических средств и каналов связи;
      определение трудоемкости обработки информации; алгоритмическое описание обработки данных, машинная обработка материалов обследования;
     анализ результатов, выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности подразделений и системы управления в целом.
      Сбор документов и анализ их содержания разделяют на две стадии. Первая стадия  — качественный анализ документов, который позволяет установить перечень решаемых задач и методы формирования документов, т. е. Данные, которые необходимы подразделениям обследуемой организации для работы и основные направления Движения информации. Вторая стадия — количественный анализ, т. е. определение объемов информации.
       Анализ информации позволяет:
      уточнить схему существующей административной и функциональной структуры Органов управления автомобильным транспортом и роль каждого подразделения в комплексе решаемых задач;
построить схему информационных связей органов управления автомобильным транспортом между собой и внешними организациями;
       выявить подразделения и внешние организации, с которыми Взаимодействует Обследуемое подразделение;
изучить процессы формирования и маршруты движения документов;
составить перечень документации, поступающей и разрабатываемой в организации;
построить логическую схему поэтапной обработки данных;

      выявить назначение форм документов, их количество и периодичность составления.
Важным этапом предпроектной стадии является разработка перечня задач, решение которых дало бы возможность проанализировать управляющую систему и определить целесообразность ее автоматизации. После определения состава автоматизируемых задач оценивают трудоемкость и периодичность их решения и записывают перечень задач по функциям управления (табл. 2), сведения об объемах используемой информации (табл. З), а укрупненные результаты анализа решаемых задач сводят в форму 1, где функции управления даны по направлениям деятельности обследуемого объекта, а на пересечении строк ц столбцов указывается число решаемых задач.



Дальнейший анализ сводится к распределению документов по месту их формирования. Для этого все документы делят на внутренние и внешние. К внутренним относят те, которые разрабатывают в подразделениях системы Министерства автомобильного транспорта , к внешним извне .

   При проектировании АСУ может понадобиться изменить содержание и маршруты движения документов. Внутренние потоки информации можно совершенствовать в процессе автоматизации управления, а внешний документооборот менять только по согласованию с соответствующими организациями.
       Чтобы определить последовательность обработки данных, степень загрузки вычислительной техники и разработку информационного обеспечения проектируемой системы с учетом времени хранения информации, анализируют периодичность составления документов (годовую, полугодовую, квартальную, месячную, декадную, ежедневную, разовую, эпизодическую и т. д.)
       Группировку документов по их образованию и по степени использования производят в формах 3 и 4.
      На основании данных обследования организация-заказчик совместно с организациями-разработчиками составляет техническое задание на создание АСУ, которое должно содержать:
      основание на разработку АСУ—постановление Совета Министров, приказ по министерству, подразделению и т. п.;
      основные положения, характеризующие функционирование АСУ - степень автоматизации, централизации управления под- разделениями, службами, рекомендуемый порядок планирования и учета производства, особенности производственных и информационных связей;
       состав функциональных подсистем и задач управления, передаваемых АСУ, с указанием примерной очередности их разработки и внедрения;
       предложения по улучшению существующей системы управления;
       перечень предварительно выбранных технических средств;
       намеченный размер затрат на создание АСУ и укрупненный расчет экономической эффективности;
      справку об обеспечении финансирования работ.
     К техническому заданию на создание АСУ прилагаются отчет о выполнении работ по предпроектному обследованию предприятий и организаций и сметно-финансовый расчет на создание АСУ. Проект технического задания рассматривается на заседании научно-технического совета организации-заказчика при участии организаций-разработчиков, согласовывается с головной организацией по созданию АСУ в отрасли, в Минавтотрансе - с республиканским объединением по разработке и внедрению автоматизированных систем управления автомобильным транспортом общего пользования -  ГлавАСУавтотрансом, а также с головной организацией Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. Проект утверждается приказом по министерству заказчика.