Г Л А В А 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ
12.1 Предпроектная стадия и разработка технического задания
В проектировании и
внедрении АСУ принимают участие работники разных специальностей: специалисты по
ЭВМ и другим техническим средствам, по автоматизированной обработке информации,
математики и программисты, организаторы производства, экономисты, социальные
психологи, юристы и др. Проект АСУ отличается прежде всего сложностью
разработки.
Проектирование и этапы разработки АСУ определяются нормативными документами
(ГОСТами, ОСТами, методическими материалами), обязательными для исполнения
работниками проектирующей организации. Основанием на разработку АСУ-
автотранспорт является постановление Госкомитета по науке и технике.
Создание и внедрение АСУ (рис. 25) предусматривает следующие работы:
предварительное обследование системы управления хозяйственной организацией
(предпроектная стадия), разработку технического задания, технического проекта и
рабочего проекта, а также порядка внедрения АСУ.
Предпроектная стадия создания АСУ заключается в глубоком обследовании и анализе
системы управления хозяйственной организацией для выработки предложений по ее
совершёнствованию. Изучаются структура и функции органов управления
автомобильным транспортом, распределение прав, обязанностей и ответственности
персонала, положения об отделах, подразделениях и должностные инструкции,
документооборот и потоки информации, их содержание, система учета и отчетности,
формы документов и другие сведения, отражающие административную и хозяйственную
деятельность обследуемых организаций и их взаимосвязи. Анализ позволяет :
выявить
источники и получателей информации, уровни управления, установить направления
информационных потоков в структурных подразделений и т. п.
Программа обследования включает следующие разделы:
предварительное ознакомление с подразделениями, их штатным расписанием, личным
составом, организационными структурами;
описание функций подразделений;
сбор документов, анализ их содержания, заполнение форм обследования;
предварительная обработка полученных данных;
определение используемых технических средств и каналов связи;
определение трудоемкости обработки информации; алгоритмическое описание
обработки данных, машинная обработка материалов обследования;
анализ результатов, выработка рекомендаций по совершенствованию
деятельности подразделений и системы управления в целом.
Сбор документов и анализ их содержания разделяют на две стадии. Первая
стадия — качественный анализ документов, который позволяет установить перечень
решаемых задач и методы формирования документов, т. е. Данные, которые
необходимы подразделениям обследуемой организации для работы и основные
направления Движения информации. Вторая стадия — количественный анализ, т. е.
определение объемов информации.
Анализ информации позволяет:
уточнить схему существующей административной и функциональной структуры
Органов управления автомобильным транспортом и роль каждого подразделения в
комплексе решаемых задач;
построить схему информационных связей органов управления автомобильным транспортом
между собой и внешними организациями;
выявить подразделения и внешние организации, с которыми Взаимодействует
Обследуемое подразделение;
изучить процессы формирования и маршруты движения документов;
составить перечень документации, поступающей и разрабатываемой в организации;
построить логическую схему поэтапной обработки данных;
выявить назначение форм
документов, их количество и периодичность составления.
Важным этапом предпроектной стадии является разработка перечня задач, решение
которых дало бы возможность проанализировать управляющую систему и определить
целесообразность ее автоматизации. После определения состава автоматизируемых
задач оценивают трудоемкость и периодичность их решения и записывают перечень
задач по функциям управления (табл. 2), сведения об объемах используемой
информации (табл. З), а укрупненные результаты анализа решаемых задач сводят в
форму 1, где функции управления даны по направлениям деятельности обследуемого
объекта, а на пересечении строк ц столбцов указывается число решаемых задач.
Дальнейший анализ сводится к распределению документов по месту их формирования. Для этого все документы делят на внутренние и внешние. К внутренним относят те, которые разрабатывают в подразделениях системы Министерства автомобильного транспорта , к внешним извне .
При
проектировании АСУ может понадобиться изменить содержание и маршруты движения
документов. Внутренние потоки информации можно совершенствовать в процессе
автоматизации управления, а внешний документооборот менять только по
согласованию с соответствующими организациями.
Чтобы определить последовательность обработки данных, степень загрузки
вычислительной техники и разработку информационного обеспечения проектируемой
системы с учетом времени хранения информации, анализируют периодичность
составления документов (годовую, полугодовую, квартальную, месячную, декадную,
ежедневную, разовую, эпизодическую и т. д.)
Группировку документов по их образованию и по степени использования
производят в формах 3 и 4.
На основании данных обследования организация-заказчик совместно с
организациями-разработчиками составляет техническое задание на создание АСУ,
которое должно содержать:
основание на разработку АСУ—постановление Совета Министров, приказ по
министерству, подразделению и т. п.;
основные положения, характеризующие функционирование АСУ - степень автоматизации,
централизации управления под- разделениями, службами,
рекомендуемый порядок планирования и учета производства, особенности
производственных и информационных связей;
состав функциональных подсистем и задач управления, передаваемых АСУ, с
указанием примерной очередности их разработки и внедрения;
предложения по улучшению существующей системы управления;
перечень предварительно выбранных технических средств;
намеченный размер затрат на создание АСУ и укрупненный расчет
экономической эффективности;
справку об обеспечении финансирования работ.
К техническому заданию на создание АСУ прилагаются отчет о выполнении
работ по предпроектному обследованию предприятий и организаций и
сметно-финансовый расчет на создание АСУ. Проект технического задания
рассматривается на заседании научно-технического совета организации-заказчика
при участии организаций-разработчиков, согласовывается с головной организацией
по созданию АСУ в отрасли, в Минавтотрансе - с республиканским объединением по
разработке и внедрению автоматизированных систем управления автомобильным
транспортом общего пользования - ГлавАСУавтотрансом, а также с головной
организацией Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем
управления СССР. Проект утверждается приказом по министерству заказчика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.