Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 31

10.4  Перевозки сельскохозяйственных грузов

Одним из наиболее напряженных периодов сельскохозяйственного производства является уборка урожая. Известно, что потребность в механизаторах в период уборки урожая в 2— 2,5 раза превосходит наличный их состав на сельскохозяйственных предприятиях. Поэтому уборка урожая в значительной мере зависит от обеспеченности колхозов и совхозов транспортными средствами ; пригодность этих транспортных средств к работе в полевых условиях, технической готовности и организации их использования.
Сложность управления перевозками сельскохозяйственной продукции заключается в том, что ежедневно меняются объем перевозок, качество продукции; возможности средств погрузки и разгрузки и состояние дорог. Сельскохозяйственные районы имеют большое количество разнородных звеньев управления, подчиненных разным ведомствам. В среднем в одном районе имеется до 100 токов, 15—20 технологических линий элеваторов и 100— 200 автомобилей и автопоездов. Большой объем работ, связанный с получением и обработкой исходной информации, необходимой для минимизации пробегов автомобилей при перевозках сельскохозяйственных продуктов, нельзя выполнить без использования электронно-вычислительной техники. В этих условиях большое значение приобретает разработанная Приволжским территориальным транспортным управлением и Саратовским КВП Министерства автомобильного транспорта РСФСР совместно с научно-исследовательским институтом проблем организации управления система централизованной организации уборки урожая с использованием часовых графиков, рассчитанных на
 ЭВМ.
      Саратовская система обеспечивает согласованность работы всех уборочно-заготовительных звеньев, сокращает простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой, сроки хранения зерна на
токах, обеспечивает равномерную загрузку технологических линий элеваторов, снижает порожние пробеги автомобилей. Она функционирует в реальном масштабе времени, учитывает практически все аспекты быстро меняющейся обстановки на уборке. Особую эффективность имеет эта система при уборке зерна, сахарной свеклы, овощей, фруктов, которые быстро теряют свои потребительские качества из-за несвоевременной доставки их на заготовительные пункты.
Использование ЭВМ в организации уборки урожая потребовало создания принципиально новой Организационной структуры управления перевозками децентрализованная система управления перевозками была заменена централизованной.
      Сущность системы централизованного управления транспортно-заготовительными работами заключается в том, что на время уборки и вывоза урожая в областях и краях создаются центры управления перевозками (ЦУП), которые соединены каналами связи с вычислительным центром. ЦУП получают информацию из трех Источников: колхозов и совхозов, с элеваторов и автотранспортных предприятий. Информация содержит данные о количестве и качестве поступающей с полей сельскохозяйственной продукции, состояния технологических линий элеваторов и овощехранилищ готовности автомобилей и водительского состава, грузоподъемности транспортных средств. Эти данные ЦУП передают в вычислительные центры для проведения соответствующих расчетов.
      На основе расчетов ЭВМ выдает Руководителям автотранспортных предприятий сводный план-график подачи транспортных средств и путевые листы для водителей с указанием оптимальных маршрутов движения от пунктов приемки сельскохозяйственной продукции к пунктам ее сдачи на хранение, руководителям токов в соответствии с заявками — планы-графики прибытия транспортных средств под погрузку, а руководителям элеваторов и овощехранилищ — планы-графики прибытия транспорта под разгрузку.
     Централизованное управление перевозками сельскохозяйственных грузов в краях и областях осуществляют областной и подчиненные ему районные центры управления перевозками через диспетчерские пункты, организуемые на заготовительных или перерабатывающих предприятиях, колхозах и совхозах.
Областные центры управления перевозками (рис. 17) создают при исполнительных комитетах областного Совета народных депутатов на базе транспортных управлений Министерства автомобильного транспорта. Областной ДУП оборудуют телефонной, телеграфной связью и периферийными  средствами вычислительной техники. В штаты областного ДУПа входят специалисты транспортного управления и его подразделений, а также представители ведомственного автомобильного транспорта, сельского хозяйства, системы заготовок, торговли, потребительской кооперации и др. Областной центр управления перевозками возглавляет начальник или заместитель начальника областного транспортного управления Министерства автомобильного транспорта .