В правовом обеспечении АСУ выделяют две основные часто общую и
локальную.
В о б щ у ю ч а с т ь входят директивные документы по
совершенствованию управления народным хозяйством на основе применения
экономико-математических методов и средств вычисли-тельной техники, акты,
регламентирующие основные вопросы правового обеспечения АСУ.
Локальную часть составляют нормативные акты, определяющие деятельность в
конкретной АСУ, т. е. правовое положение звеньев в данной АСУ, правовое
регулирование создания и использования информации, перечень документов , обрабатываемых
средствами электронно-вычислительной техники а также порядок и процедуры сбора,
передачи , обработки и анализа информации.
Нормативные акты правового обеспечения АСУ регламентируют:
1. Статус АСУ в конкретной отрасли государственного управления. Сюда
относятся директивные документы , устанавливающие компетенции министерств и ведомств
при организации АСУ, нормативные акты , определяющие место и положение АСУ в
системе государственного управлений, устанавливающие цели, задачи в функции АСУ
разных уровней, принципы их взаимодействия между собой, условия их
совместимости.
2. Правовые положения о компетенции звеньев АСУ и организации их
деятельности. Сюда входят: нормативные акты, регламентирующие цели, задачи,
функции, принципы организации деятельности КВЦ и других звеньев АСУ, их
юридическую ответственность, имущественное положение КВЦ, находящихся в
самостоятельном балансе (порядок финансирования, деятельности на хозрасчетных
началах, стоимость услуг ВЦ и т. д.).
З. Порядок создания и использования информации в АСУ, процедуры
регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки информации. Сюда относятся
нормативные акты: по унификации документов и подготовке их к машинной
обработке, созданию единых систем классификации и кодирования; по разработке,
утверждению и использованию новых форм финансовых и других документов,
разработанных средствами вычислительной техники; нормативные акты по принципам
организации и деятельности автоматизированных банков данных и порядку
пользования информацией, содержащейся в этих банках, и т. д. Сюда же относятся
нормативные акты: уточняющие порядок представления отчетной информации в КВЦ и
подразделения АСУ (например, инструкции о порядке передачи информации в КВЦ);
регламентирующие регистрацию, накопление, обработку, хранение, передачу и
отображение информации; устанавливающие правила контроля за достоверностью
информации.
4. Порядок получения и использования электронно-вычислительной техники
(ЭВТ) и других технических средств АСУ. Сюда относятся нормативные акты,
регламентирующие порядок планирования потребности в ЭВТ, правил а
централизованного обслуживания и ремонта ЭВТ, порядок оплаты машинного времени
и т. д.
5. Порядок создания
и использования математического и программного обеспечения АСУ. Сюда относятся
нормативные акты о деятельности Государственного фонда алгоритмов и программ,
порядок оплаты стоимости программ, обмена ими, патентной защиты и т. д.
6. Организацию процесса управления в АСУ. Сюда включены нормативные акты,
регламентирующие правила принятия решений, применения экономико-математических
методов в планировании, классификации управленческих функций и организации
контроля за их исполнением.
7. Права, обязанности и ответственность персонала АСУ Сюда относятся
нормативные акты, определяющие условия и организацию труда работников,
регламентирующие новые профессии и категории оплаты труда, материальное
стимулирование, подготовку кадров и т. д.
8. Правовое регулирование процессов создания АСУ. Сюда входят нормативные
акты, определяющие отношения участников создания. АСУ, их права, обязанности,
ответственность, порядок организации и финансирования работ.
Правовое обеспечение АСУ возлагается на юридические службы Министерств
автомобильного транспорта, транспортных управлений и предприятий. Оно
осуществляется в три этапа.
На первом этапе учитывают и анализируют все правовые акты, имеющие
отношения к создаваемой АСУ. Одновременно с этим их систематизируют, устраняют
обнаруженные несоответствия, вносят предложения об изменении и дополнении
существующих актов или о ликвидации тех правовых актов, которые не соответствуют
установленным требованиям к организации и функционированию АСУ. Число
анализируемых актов велико. Например, при разработке системы оперативного
управления перевозками сельскохозяйственной продукции на уборке урожая с
использованием почасовых графиков, разработанных на ЭВМ, отношения всех
участников производственного процесса регламентируются следующими правовыми
актами:
гражданским кодексом соответствующей союзной республики;
постановлениями Советов Министров соответствующих союзных республик по вопросам
заготовок сельскохозяйственной продукции, издаваемыми на основе гражданского
кодекса;
уставом автомобильного транспорта соответствующей союзной республики;
решением местных Советов народных депутатов;
договорами о совместных централизованных перевозках сельскохозяйственной
продукции, продуктов переработки сельскохозяйственного сырья и отходов
производства.
На втором этапе определяют пробелы в существующих нормативных
документах, так как при разработке АСУ создаются новые отношения между участниками
процессов производства и
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.