Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 23


       В правовом обеспечении АСУ выделяют две основные часто общую и локальную.
       В  о б щ у ю  ч а с т ь входят директивные документы по совершенствованию управления народным хозяйством на основе применения экономико-математических методов и средств вычисли-тельной техники, акты, регламентирующие основные вопросы правового обеспечения АСУ.
      Локальную часть составляют нормативные акты, определяющие деятельность в конкретной АСУ, т. е. правовое положение звеньев в данной АСУ, правовое регулирование создания и использования информации, перечень документов , обрабатываемых средствами электронно-вычислительной техники а также порядок и процедуры сбора, передачи  , обработки и анализа информации.
        Нормативные акты правового обеспечения АСУ регламентируют:
        1. Статус АСУ в конкретной отрасли государственного управления. Сюда относятся директивные документы , устанавливающие компетенции министерств и  ведомств при организации АСУ, нормативные акты , определяющие место и положение АСУ в системе государственного управлений, устанавливающие цели, задачи в функции АСУ разных уровней, принципы их взаимодействия между собой, условия их совместимости.
       2. Правовые положения о компетенции звеньев АСУ и организации их деятельности. Сюда входят: нормативные акты, регламентирующие цели, задачи, функции, принципы организации деятельности КВЦ и других звеньев АСУ, их юридическую ответственность, имущественное положение КВЦ, находящихся  в самостоятельном балансе (порядок финансирования, деятельности на хозрасчетных началах, стоимость услуг ВЦ и т. д.).
       З. Порядок создания и использования информации в АСУ, процедуры регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки информации. Сюда относятся нормативные акты: по унификации документов и подготовке их к машинной обработке, созданию единых систем классификации и кодирования; по разработке, утверждению и использованию новых форм финансовых и других документов, разработанных средствами вычислительной техники; нормативные акты по принципам организации и деятельности автоматизированных банков данных и порядку пользования информацией, содержащейся в этих банках, и т. д. Сюда же относятся нормативные акты: уточняющие порядок представления отчетной информации в КВЦ и подразделения АСУ (например, инструкции о порядке передачи информации в КВЦ); регламентирующие регистрацию, накопление, обработку, хранение, передачу и отображение информации; устанавливающие правила контроля за достоверностью информации.
      4. Порядок получения и использования электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и других технических средств АСУ. Сюда относятся нормативные акты, регламентирующие порядок планирования потребности в ЭВТ, правил а централизованного обслуживания и ремонта ЭВТ, порядок оплаты машинного времени и т. д.

5. Порядок создания и использования математического и программного обеспечения АСУ. Сюда относятся нормативные акты о деятельности Государственного фонда алгоритмов и программ, порядок оплаты стоимости программ, обмена ими, патентной защиты и т. д.
      6. Организацию процесса управления в АСУ. Сюда включены нормативные акты, регламентирующие правила принятия решений, применения экономико-математических методов в планировании, классификации управленческих функций и организации контроля за их исполнением.
       7. Права, обязанности и ответственность персонала АСУ Сюда относятся нормативные акты, определяющие условия и организацию труда работников, регламентирующие новые профессии и категории оплаты труда, материальное стимулирование, подготовку кадров и т. д.
      8. Правовое регулирование процессов создания АСУ. Сюда входят нормативные акты, определяющие отношения участников создания. АСУ, их права, обязанности, ответственность, порядок организации и финансирования работ.
       Правовое обеспечение АСУ возлагается на юридические службы Министерств автомобильного транспорта, транспортных управлений и предприятий. Оно осуществляется в три этапа.
       На первом этапе учитывают и анализируют все правовые акты, имеющие отношения к создаваемой АСУ. Одновременно с этим их систематизируют, устраняют обнаруженные несоответствия, вносят предложения об изменении и дополнении существующих актов или о ликвидации тех правовых актов, которые не соответствуют установленным требованиям к организации и функционированию АСУ. Число анализируемых актов велико. Например, при разработке системы оперативного управления перевозками сельскохозяйственной продукции на уборке урожая с использованием почасовых графиков, разработанных на ЭВМ, отношения всех участников производственного процесса регламентируются следующими правовыми актами:
гражданским кодексом соответствующей союзной республики;
постановлениями Советов Министров соответствующих союзных республик по вопросам заготовок сельскохозяйственной продукции, издаваемыми на основе гражданского кодекса;
уставом автомобильного транспорта соответствующей союзной республики;
решением местных Советов народных депутатов;
договорами о совместных централизованных перевозках сельскохозяйственной продукции, продуктов переработки сельскохозяйственного сырья и отходов производства.
       На втором этапе определяют пробелы в существующих нормативных документах, так как при разработке АСУ создаются новые отношения между участниками процессов производства и