Социалистический
производственный коллектив— это форма общности людей, возникающая на
основе общественной собственности на орудия и средства производства при
выполнении совместных видов деятельности, среди которых основной является
производственная трудовая деятельность. Производственный коллектив имеет свою
структуру и функции и характеризуется специфическими формами общественного
сознания, про- являющегося в морально-психологическом климате коллектива.
Внедрение АСУ видоизменяет характер и содержание многих видов
деятельности, перестраивает внутриколлективные связи и отношения, воздействует
на социально-психологическую атмосферу производственного коллектива. Наиболее
существенные изменения наблюдаются в его структуре.
Структура производственного коллектива — это отношения и связи между его
основными элементами, отдельными личностями и различными общностями и группами,
возникающие на основе совместной деятельности.
Практически все виды деятельности предполагают участие множества людей.
В зависимости от цели и характера деятельности в структуре производственного
коллектива выделяют следующие основные ячейки:
первичные трудовые коллективы, формирующиеся на основе разделения и
кооперации труда в производственной деятельности (бригады, колонны,
производственные участки, коллективы мастерских и т. д.);
коллектив аппарата управления, возникающий на основе разделения и
кооперации управленческой деятельности;
общественные организации (партийная, комсомольская, профсоюзная),
возникающие на базе различных видов общественной деятельности сотрудников;
неформальные группы, формирующиеся в процессе деятельности, направленной
на достижение общих интересов отдельных сотрудников организации.
Между указанными элементами производственного коллектива существуют
технико-экономические, социально-экономические, административно-управленческие,
общественно-политические, идейно-нравственные и социально-психологические
отношения и связи. Внедрение автоматизированных систем управления воздействует
практически на все перечисленные виды внутриколллективных связей.
На технико-экономические отношения в первую очередь воздействуют АСУ ТП.
Внедрение в ряде городов АСУ АП показало, что более четкая организация труда
водителей, выразившаяся в точном соблюдении графика движения и выполнении
заездов на контрольные пункты, усилении контроля за регулярность рейсов,
повышении степени объективности показателей работы отдельных водителей. и
бригад, вошла в противоречие с существующими формами оплаты труда. Поэтому
необходимо
одновременно с внедрением АСУ АП пересматривать существующие системы оплаты
труда водителей и ремонтных рабочих с тем, чтобы привести их в соответствие с
реальными трудозатратами.
Однако эффективная работа АСУ АП будет обеспечена только в том случае,
если экономические мероприятия будут дополнены необходимыми педагогическими
воздействиями со стороны руководства, а также партийной, комсомольской и
профсоюзной организаций соответствующих предприятий и транспортных
управлений.
АСУ организационного управления влияют на административно-управленческие
отношения. Внедрение ЭВМ в процессе управления влечет за собой централизацию
обработки информации, перераспределение функций между отдельными звеньями
аппарата управления, повышение требований к качеству принимаемых решений,
изменение ответственности. Следствием этого является перестройка
организационной структуры управления. Примером такой перестройки является
создание нового типа производственных объединений, основными задачами которых
является организация перевозок с использованием вычислительной техники и связи,
выполнение вычислительных работ для предприятий ТУ, организация оперативной
диспетчерской и технологической связи. С созданием нового типа производственных
объединений функция диспетчерского управления перевозками передается из АТП в ЦДС,
что в конечном итоге приводит к ликвидации диспетчерских служб в структуре АТП.
В перспективе будут централизованы и функции отделов эксплуатации.
Внедрение организационно-экономических АСУ влечет за собой централизацию
ряда других управленческих функций. Об этом свидетельствует опыт Свердловского
производственного объединения грузового автотранспорта № 1 и ряда других
городов, где централизована служба главного инженера. Известен опыт создания на
базе АСУ ТУ централизованных бухгалтерий, централизации плановых расчетов и т.
д. Во время таких перестроек отмечаются значительные изменения в содержании
труда административно-управленческого персонала. В бухгалтерии, плановом,
финансовом отделах и ряде других подразделений АТП и ТУ в процессе внедрения
АСУ наблюдается резкое сокращение удельного веса учетных и расчетных работ при
одновременном возрастании роли аналитических и оптимизационных задач
управления. Это влечет за собой изменение требований к знаниям и навыкам
сотрудников, предполагает комплекс мероприятий, направленных на повышение, а в
ряде случаев и изменение их квалификации. Если не сделать этого своевременно,
то возможно формирование резко отрицательного отношения со стороны
административно-управленческого коллектива к разработкам и внедрению АСУ, общее
ухудшение морально-психологического климата коллектива. Сотрудники будут
постоянно высказывать опасения, что с внедрением АСУ им придется делать
дополнительную работу, недоверчиво относиться к новым и еще непроверенным
методам работы, отказываться переучиваться под тем предлогом, что перестройки,
предпринятые в прошлом, не дали положительных результатов в т. д.Борьба
с такого рода психологическими барьерами требует от руководства транспортных
управлений и предприятий проведения тщательно спланированного комплекса
мероприятий, направленных на педагогическое обеспечение АСУ.
При проведении педагогических мероприятий в первую очередь необходимо
уделять внимание разъяснению тех преимуществ, которые дают АСУ в
совершенствовании организации труда и управления. Важно показать, что АСУ есть
проявление основных тенденций научно-технического прогресса, носит объективный
характер и не является чьей-то прихотью. Руководитель должен суметь
заинтересовать сотрудников теми возможностями, которые открывает использование
ЭВМ для решения сложных задач в их профессиональной сфере. Пропаганда АСУ
должна носить конкретный характер, строиться на базе лучших образцов решения
задач внедрения в транспортных управлениях и на предприятиях, увязываться с
деятельностью конкретных подразделений и сотрудников.
В организации педагогического обеспечения АСУ важно правильно применять систему
материального и морального стимулирования сотрудников, отличившихся в ходе
разработок и внедрения, представивших новые идеи и методы организации работы
аппарата управления с использованием ЭВМ.
Успешное внёдрение автоматизированных систем управления зависит от
понимания сотрудниками тех задач, которые решаются разработчиками. Поэтому
большое значение имеет правильная организация учебы в системе повышения
квалификации и в других формах организации подготовки и переподготовки
сотрудников. Выполнение указанных мероприятий позволяет сформировать в
коллективе благоприятный психологический климат и создать положительное
отношение к решению задач внедрения АСУ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.