Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 42

Социалистический производственный коллектив— это форма общности людей, возникающая на основе общественной собственности на орудия и средства производства при выполнении совместных видов деятельности, среди которых основной является производственная трудовая деятельность. Производственный коллектив имеет свою структуру и функции и характеризуется специфическими формами общественного сознания, про- являющегося в морально-психологическом климате коллектива. Внедрение АСУ видоизменяет характер и содержание многих видов деятельности, перестраивает внутриколлективные связи и отношения, воздействует на социально-психологическую атмосферу производственного коллектива. Наиболее существенные изменения наблюдаются в его структуре.
       Структура производственного коллектива — это отношения и связи между его основными элементами, отдельными личностями и различными общностями и группами, возникающие на основе совместной деятельности.
       Практически все виды деятельности предполагают участие множества людей. В зависимости от цели и характера деятельности в структуре производственного коллектива выделяют следующие основные ячейки:
      первичные трудовые коллективы, формирующиеся на основе разделения и кооперации труда в производственной деятельности (бригады, колонны, производственные участки, коллективы мастерских и т. д.);
      коллектив аппарата управления, возникающий на основе разделения и кооперации управленческой деятельности;
       общественные организации (партийная, комсомольская, профсоюзная), возникающие на базе различных видов общественной деятельности сотрудников;
       неформальные группы, формирующиеся в процессе деятельности, направленной на достижение общих интересов отдельных сотрудников организации.
Между указанными элементами производственного коллектива существуют технико-экономические, социально-экономические, административно-управленческие, общественно-политические, идейно-нравственные и социально-психологические отношения и связи. Внедрение автоматизированных систем управления воздействует практически на все перечисленные виды внутриколллективных связей.
       На технико-экономические отношения в первую очередь воздействуют АСУ ТП. Внедрение в ряде городов АСУ АП показало, что более четкая организация труда водителей, выразившаяся в точном соблюдении графика движения и выполнении заездов на контрольные пункты, усилении контроля за регулярность рейсов, повышении степени объективности показателей работы отдельных водителей. и бригад, вошла в противоречие с существующими формами оплаты труда. Поэтому необходимо
одновременно с внедрением АСУ АП пересматривать существующие системы оплаты труда водителей и ремонтных рабочих с тем, чтобы привести их в соответствие с реальными трудозатратами.
       Однако эффективная работа АСУ АП будет обеспечена только в том случае, если экономические мероприятия будут дополнены необходимыми педагогическими воздействиями со стороны руководства, а также партийной, комсомольской и профсоюзной организаций соответствующих предприятий и транспортных
управлений.
      АСУ организационного управления влияют на административно-управленческие отношения. Внедрение ЭВМ в процессе управления влечет за собой централизацию обработки информации, перераспределение функций между отдельными звеньями аппарата управления, повышение требований к качеству принимаемых решений, изменение ответственности. Следствием этого является перестройка организационной структуры управления. Примером такой перестройки является создание нового типа производственных объединений, основными задачами которых является организация перевозок с использованием вычислительной техники и связи, выполнение вычислительных работ для предприятий ТУ, организация оперативной диспетчерской и технологической связи. С созданием нового типа производственных объединений функция диспетчерского управления перевозками передается из АТП в ЦДС, что в конечном итоге приводит к ликвидации диспетчерских служб в структуре АТП. В перспективе будут централизованы и функции отделов эксплуатации.
       Внедрение организационно-экономических АСУ влечет за собой централизацию ряда других управленческих функций. Об этом свидетельствует опыт Свердловского производственного объединения грузового автотранспорта № 1 и ряда других городов, где централизована служба главного инженера. Известен опыт создания на базе АСУ ТУ централизованных бухгалтерий, централизации плановых расчетов и т. д. Во время таких перестроек отмечаются значительные изменения в содержании труда административно-управленческого персонала. В бухгалтерии, плановом, финансовом отделах и ряде других подразделений АТП и ТУ в процессе внедрения АСУ наблюдается резкое сокращение удельного веса учетных и расчетных работ при одновременном возрастании роли аналитических и оптимизационных задач управления. Это влечет за собой изменение требований к знаниям и навыкам сотрудников, предполагает комплекс мероприятий, направленных на повышение, а в ряде случаев и изменение их квалификации. Если не сделать этого своевременно, то возможно формирование резко отрицательного отношения со стороны административно-управленческого коллектива к разработкам и внедрению АСУ, общее ухудшение морально-психологического климата коллектива. Сотрудники будут постоянно высказывать опасения, что с внедрением АСУ им придется делать дополнительную работу, недоверчиво относиться к новым и еще непроверенным методам работы, отказываться переучиваться под тем предлогом, что перестройки, предпринятые в прошлом, не дали положительных результатов в т. д.Борьба с такого рода психологическими барьерами требует от руководства транспортных управлений и предприятий проведения тщательно спланированного комплекса мероприятий, направленных на педагогическое обеспечение АСУ.
       При проведении педагогических мероприятий в первую очередь необходимо уделять внимание разъяснению тех преимуществ, которые дают АСУ в совершенствовании организации труда и управления. Важно показать, что АСУ есть проявление основных тенденций научно-технического прогресса, носит объективный характер и не является чьей-то прихотью. Руководитель должен суметь заинтересовать сотрудников теми возможностями, которые открывает использование ЭВМ для решения сложных задач в их профессиональной сфере. Пропаганда АСУ должна носить конкретный характер, строиться на базе лучших образцов решения задач внедрения в транспортных управлениях и на предприятиях, увязываться с деятельностью конкретных подразделений и сотрудников.
В организации педагогического обеспечения АСУ важно правильно применять систему материального и морального стимулирования сотрудников, отличившихся в ходе разработок и внедрения, представивших новые идеи и методы организации работы аппарата управления с использованием ЭВМ.
       Успешное внёдрение автоматизированных систем управления зависит от понимания сотрудниками тех задач, которые решаются разработчиками. Поэтому большое значение имеет правильная организация учебы в системе повышения квалификации и в других формах организации подготовки и переподготовки сотрудников. Выполнение указанных мероприятий позволяет сформировать в коллективе благоприятный психологический климат и создать положительное отношение к решению задач внедрения АСУ.