автоматизация
составления отчетности на всех фазах работы автобусов;
накопление статистических данных для дальнейшего совершенствования
организации работы автобусного транспорта.
До начала работы автобусов на линии диспетчеры АТП по телетайпу передают
в вычислительный комплекс ЦДС информацию о готовности автобусов к выходу на
маршруты и об изменениях в закреплении водителей за автобусами, на основании
которой вычислительный комплекс ВК рационально распределяет автобусы по
маршрутам и передает расписания на АТП. диспетчер транспортного предприятия по выпуску
автобусов на линию передает водителям расписание движения автобусов и
организует их выпуск.
При проезде автобуса через контрольный пункт, установленный на выезде из
АТП, информация с устройства транспортной единицы (УТЕ) автоматически передается
в вычислительный комплекс, который определяет соответствие фактического момента
выхода автобуса из гаража плановому. При проезде контрольных пунктов (КП),
установленных на маршрутах, информация автоматически передается с устройства
транспортной единицы (автобуса) в вычислительный комплекс, сравнивающий плановый
момент прибытия на данный контрольный пункт с фактическим и определяющий
величину отклонения. Если отклонение не превышает допустимой величины, то
вычислительный комплекс фиксирует факт проследования контрольного пункта без
нарушения. В противном случае фиксируется нарушение расписания движения и на
пульт диспетчера (на экран) выдается текст с рекомендациями по восстановлению
нарушенного графика движения автобусов.
По прибытии на контрольный пункт водитель визуально определяет загрузку
автобуса и устанавливает коэффициент загрузки (нажимает соответствующую
кнопку), вычислительный комплекс устанавливает величину пассажиропотоков на
маршруте, составляет отчетные документы по результатам работы водителей
автобусов на маршрутах и по выполнению. плана выпуска подвижного состава на
линию.
Внедрение АСУ АП позволяет таким образом сосредоточить в центральной
диспетчерской станции управление движением автобусов и иметь в любое время
оперативные данные о фактическом состоянии движения на маршрутах, что, в свою
очередь, дает возможность оперативно руководить движением каждого автобуса на
маршруте. С введением автоматического контроля за движением автобусов на
конечных промежуточных и контрольных пунктах значительно повышается
регулярность движения на всем протяжении маршрута, обеспечивается
непосредственная связь водителей автобусов с диспетчерами и при необходимости
оперативное перераспределение автобусов между маршрутами. АСУ АП улучшает обслуживание
населения, экономит время пассажиров и увеличивает объем перевозок на
автобусах.
10.2 Заказные таксомоторные перевозки
Недостаток существующей
технологии управления таксомоторными перевозками заключается в том, что
отсутствует оперативная информация о заявках пассажиров на передвижения и о
свободных автомобилях-такси. Основным звеном оперативного управления
таксомоторными перевозками является центральная диспетчерская станция такси (ЦДСТ).
Все работающие на линии автомобили-такси находятся в ее подчинении. ЦДСТ
оперативно руководит работой легковых и маршрутных автомобилей-такси на линии,
принимает и выполняет заказы на подачу автомобилей-такси, контролирует выпуск
их по часам суток в регулярность движения маршрутных автомобилей-такси,
перераспределяет их по стоянкам, пользующимся наибольшим спросом, учитывает
работу всех автомобилей- такси.
Совершенствование внутригородских таксомоторных перевозок происходит в
результате разработки и внедрения автоматизированных систем управления заказными
автомобилями-такси (АСУ ЗТП).
Внедрение АСУ заказными автомобилями-такси существенно не изменяет
организационную структуру ЦДСТ, но позволяет значительно повысить
производительность труда диспетчеров благодаря сокращению времени обработки
заказов. Цель ее разработки — улучшить обслуживание насёления заказными
автомобилями-такси, повысить производительность ЦДСТ и эффективность
использования радиофицированных автомобилей-такси.
АСУ ЗТП предназначена для рационального распределения автомобилей-такси по
сети стоянок, составления оперативных графиков выпуска автомобилей-такси из
транспортных предприятий, контроля за движением их на линии,
автоматизированного приема заявок от пассажиров на передвижение. АСУ ЗТП
обрабатывает показатели работы автомобилей-такси и транспортных предприятий в
целом, накапливает и обрабатывает статистические данные.
Основное назначение АСУ ЗТП—сократить время, затрачиваемое пассажирами на
ожидание автомобилей-такси, водителями — на получение заказов, диспетчерами —
на прием к исполнение заказов. диспетчеры с помощью ЭВМ подбирают пары
заказчик-такси, дают справки заказчикам и водителям, собирают, учитывают,
обрабатывают и выдают показатели работы ЦДСТ и водителей автомобилей-такси.
Автоматизация охватывает деятельность всех подразделений ЦДСТ. АСУ ЗТП также
принимают при помощи специальных телефонов и исполняют срочные заказы на
автомобили-такси, причем срок исполнения такой заявки не превышает 1О—15 мин.
В системе, разработанной Свердловским КВЦ, введено абонементное обслуживание
заказчиков. Заказчик может сделать заказ на автомобиль-такси из любого
телефона, в том числе телефона-автомата. При приеме заказов информация о
заказчике вводится в ЭВМ станцией индикации данных (СИД). В процессе ввода
информации о заказчике происходит поиск свободного автомобиля-такси в
микрорайоне, где получен заказ. При наличии свободного автомобиля-такси
сообщаются номер заказа и номер автомобиля-такси, а диспетчеру выдается
информация о подобранной паре заказчик такси. Система предусматривает
абонементное обслуживание, при котором информация о заказчике состоит либо из
номера абонемента, либо из номера абонемента и шифра микрорайона заказчика.
Шифр микрорайона заказчика диспетчер определяет по карте города с сеткой микро
- районов. Система обеспечивает накопление в архиве и ежесуточную распечатку
формуляра заказов.
АСУ ЗТП дает следующие справки:
заказчику о состоянии заказа, номере заказа, времени приема заказа, времени
подачи автомобиля-такси, выполнения заказа (выполнен или не выполнен) и
государственном номере автомобиля-такси, если автомобиль направлен заказчику;
водителю — о наличии или отсутствии заказов в данном микрорайоне, либо о номере
первого для исполнения заказа в данном микрорайоне;
диспетчеру — о заказе, заказчике, автомобиле-такси с данным гаражным номером, о
заказах и свободных автомобилях- такси в данном микрорайоне и по городу.
Автоматизированной системой независимо от запросов диспетчера формируется и
выводится на экран СИД через каждые 30 с необходимая ему информация. Если в
данном микрорайоне есть заказ или свободный автомобиль-такси, то в
соответствующем квадрате высвечиваются буквы З или М. При отсутствии заказа или
свободного автомобиля-такси этот квадрат выводится на экран пустым. Кроме того,
на экране СИД высвечивается текущее время при наличии пары заказчик—такси и
независимо от диспетчера через каждые 2—З мин выдается
справка о такой паре. При наличии заказов, находящихся под угрозой срыва, на
экран СИД через каждые 2 мин независимо от диспетчера выдаются сообщения о
таких заказах.
Все справки, выводимые системой для диспетчера по инициативе самой
системы, параллельно выдаются на печать для последующего контроля за работой
диспетчера. Аварийная справка выводится на устройство быстрой печати по инициативе
системы через каждые 10 мин и содержит всю необходимую информацию о невыполненных
на текущий момент времени заказах.
Информация для диспетчера формируется по его запросу системой и реализуется в
виде различных справок, выводимых на экран СИД. Информация для водителя
автомобиля-такси передается ему по радиоканалу диспетчером. Итоговая информация
формируется системой по требованию оператора ЭВМ в конце текущих суток и
выводится на печать в виде отчетных документов. Уменьшение производительных потерь
времени пассажирами и водителями автомобилей-такси является источником, который
создает экономический эффект от внедрения этой системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.