Р А З ДЕЛ Т
Р Е Т И Й. АВТОМАТИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ
УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ .
Г Л А В А 8. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
8.1 Планирование
Планирование
является главным звеном управления народным хозяйством СССР. Процесс
планирования состоит из: определения целей и задач, выявления путей и средств
для их достижения; определения необходимого объем а ресурсов; разработки
мероприятий по организации контроля за выполнением плана. Сначала указанные
вопросы планирования решаются децентрализовано, а затем все сводится в единый
трансфинплан, который после утверждения руководителем доводится до сведения
исполнителей. Планирование является трудоемким процессом, так как
осуществляется на базе переработки больших объемов управленческой информации.
Информационное обеспечение планирования выполняют различные подсистемы:
подсистема оперативного управления, все подсистемы, поставляющие учетную и
отчетную информацию, автоматизированные системы управления технологическими
процессами и АСУП. В АСУ-автотранспорт созданы две специальные подсистемы: перспективное
планирование и технико-экономическое планирование. Подсистем а перспективное
планирование создана в АСУ министерства, а подсистема технико-экономическое
планирование работает в составе АСУ министерства и АСУ ТУ.
Подсистема перспективное планирование предназначен а для решения задач
оптимального размещения и развития эксплуатационных, ремонтных и других
предприятий автомобильного транспорта республики на основе применения
экономико-математических методов и ЭВМ.
Происходящие в народном хозяйстве изменения предъявляют особые требования к
перспективному планированию развития автомобильного транспорта, поскольку его
работа тесно связана с работой других видов транспорта и всех отраслей
народного хозяйства. Связь трансфинпланов с планом развития народного хозяйства
выражается в том, что объемы перевозок грузов автомобильным транспортом
устанавливаются исходя из планов промышленных предприятий, распределения
промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота и
материально-технического снабжения.
В подсистеме
перспективное планирование:
выявляют перспективную потребность в перевозках грузов, а также
рассчитывают нормативы для перспективного планирования;
определяют основные технико-экономические показатели оптимального плана
развития автомобильных перевозок ;
рассчитывают варианты оптимальных перспективных планов перевозок грузов и
пассажиров и размещение эксплуатационных и ремонтных предприятий;
рассчитывают дополнительные показатели по номенклатуре перевозок и формам
народнохозяйственного пятилетнего плана.
Подсистема перспективное планирование имеет прямую и обратную связи с
подсистемой технико-экономическое планирование, от которой поступает информация
об ожидаемых значениях показателей на те годы анализируемого периода, на
которые нет отчетных данных. В свою очередь, полученные в подсистеме
перспективное планирование данные необходимы для корректировки вариантов
годовых планов.
Результаты решения задач подсистемы -перспективное планирование непосредственно
используют Планово-экономическое управление, республиканские объединения и соответствующие
подразделения территориальных транспортных управлений Минавтотранса РСФСР.
Подсистема технико-экономическое планирование (рис. 13) организует годовое
планирование по основным направлениям деятельности Министерства автомобильного
транспорта РСФСР на базе использования комплекса экономико-математических
методов и электронной вычислительной техники.
Основная цель этой подсистемы — повысить качество планирования работы
отрасли. Эта цель достигается разработкой проектов оптимальных планов для
транспортных управлений, республиканских объединений и министерства в целом,
позволяющих вскрывать резервы увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров,
наиболее рационально использовать ресурсы, повышать экономичность и
рентабельность перевозок.
В подсистеме технико-экономическое планирование разрабатываются проекты
планов:
перевозок грузов и пассажиров и основные технико-экономические показатели этих
перевозок; работы промышленных предприятий; капитального строительства;
материально-технического снабжения; организации труда и заработной платы, а
также финансовых планов по видам деятельности и сводных планов министерств.
В соответствии с принятым порядком разработка проектов планов начинается
в вычислительных центрах. При разработке проектов планов используют
нормативно-справочную информацию, хранящуюся на КВЦ и в ГВЦ, а также
контрольные цифры плановых заданий, поступающих из директивных органов.
После рассмотрения соответствующими инстанциями и доработки с учетом
внесенных замечаний проекты планов передают на рассмотрение руководству
министерства. В министерстве проекты планов корректируют с учетом внесенных
поправок на основе директивных заданий. После этого окончательно разрабатывают
проект плана на ГВД для ТУ и на КВЦ для АТП и областного управления
автомобильного транспорта. После рассмотрения в АТП, ТУ и министерстве проект
плана окончательно утверждают по всем уровням управления и он после
рассмотрения его на сессии Верховного Совета РСФСР становится законом для всех
предприятий и организаций автомобильного транспорта Российской Федерации.
Государственный научно-исследовательский институт автомобильного
транспорта (НИИАТ), Центральная нормативно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ)
и подразделения центрального аппарата министерства проверяют нормативы, полноту
представляемой информации и передают проверенные исходные данные для расчетов
оптимальных планов в главный вычислительный центр. Подразделения министерства
анализируют результаты расчетов, обобщают их, разрабатывают методические
материалы, инструкции, предложения по совершенствованию методики расчетов.
Результаты решения комплексов задач подсистемы используют планово-экономическое
и финансовое управления, управление труда и заработной платы, республиканские
объединения.
На уровне АСУ транспортного управления подсистема технико-экономическое
планирование решает следующие задачи для каждого АТП и ТУ в целом:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.