Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 25

Р А З ДЕЛ Т Р Е Т И Й.  АВТОМАТИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ
УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ .

Г Л А В А 8. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
8.1  Планирование

Планирование является главным звеном управления народным хозяйством СССР. Процесс планирования состоит из: определения целей и задач, выявления путей и средств для их достижения; определения необходимого объем а ресурсов; разработки мероприятий по организации контроля за выполнением плана. Сначала указанные вопросы планирования решаются децентрализовано, а затем все сводится в единый трансфинплан, который после утверждения руководителем доводится до сведения исполнителей. Планирование является трудоемким процессом, так как осуществляется на базе переработки больших объемов управленческой информации.
       Информационное обеспечение планирования выполняют различные подсистемы: подсистема оперативного управления, все подсистемы, поставляющие учетную и отчетную информацию, автоматизированные системы управления технологическими процессами и АСУП. В АСУ-автотранспорт созданы две специальные подсистемы: перспективное планирование и технико-экономическое планирование. Подсистем а перспективное планирование создана в АСУ министерства, а подсистема технико-экономическое планирование работает в составе АСУ министерства и АСУ ТУ.
       Подсистема перспективное планирование предназначен а для решения задач оптимального размещения и развития эксплуатационных, ремонтных и других предприятий автомобильного транспорта республики на основе применения экономико-математических методов и ЭВМ.
Происходящие в народном хозяйстве изменения предъявляют особые требования к перспективному планированию развития автомобильного транспорта, поскольку его работа тесно связана с работой других видов транспорта и всех отраслей народного хозяйства. Связь трансфинпланов с планом развития народного хозяйства выражается в том, что объемы перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливаются исходя из планов промышленных предприятий, распределения промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота и материально-технического снабжения.

 В подсистеме перспективное планирование:
      выявляют перспективную потребность в перевозках грузов, а также рассчитывают нормативы для перспективного планирования;
      определяют основные технико-экономические показатели оптимального плана развития автомобильных перевозок ;
      рассчитывают варианты оптимальных перспективных планов перевозок грузов и пассажиров и размещение эксплуатационных и ремонтных предприятий;
      рассчитывают дополнительные показатели по номенклатуре перевозок и формам народнохозяйственного пятилетнего плана.
      Подсистема перспективное планирование имеет прямую и обратную связи с подсистемой технико-экономическое планирование, от которой поступает информация об ожидаемых значениях показателей на те годы анализируемого периода, на которые нет отчетных данных. В свою очередь, полученные в подсистеме перспективное планирование данные необходимы для корректировки вариантов годовых планов.
      Результаты решения задач подсистемы -перспективное планирование непосредственно используют Планово-экономическое управление, республиканские объединения и соответствующие подразделения территориальных транспортных управлений Минавтотранса РСФСР.
   Подсистема технико-экономическое планирование (рис. 13) организует годовое планирование по основным направлениям деятельности Министерства автомобильного транспорта РСФСР на базе использования комплекса экономико-математических методов и электронной вычислительной техники.
      Основная цель этой подсистемы — повысить качество планирования работы отрасли. Эта цель достигается разработкой проектов оптимальных планов для транспортных управлений, республиканских объединений и министерства в целом, позволяющих вскрывать резервы увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров, наиболее рационально использовать ресурсы, повышать экономичность и рентабельность перевозок.
      В подсистеме технико-экономическое планирование разрабатываются проекты планов:
перевозок грузов и пассажиров и основные технико-экономические показатели этих перевозок; работы промышленных предприятий; капитального строительства; материально-технического снабжения; организации труда и заработной платы, а также финансовых планов по видам деятельности и сводных планов министерств.
      В соответствии с принятым порядком разработка проектов планов начинается в вычислительных центрах. При разработке проектов планов используют нормативно-справочную информацию, хранящуюся на КВЦ и в ГВЦ, а также контрольные цифры плановых заданий, поступающих из директивных органов.
      После рассмотрения соответствующими инстанциями и доработки с учетом внесенных замечаний проекты планов передают на рассмотрение руководству министерства. В министерстве проекты планов корректируют с учетом внесенных поправок на основе директивных заданий. После этого окончательно разрабатывают проект плана на ГВД для ТУ и на КВЦ для АТП и областного управления автомобильного транспорта. После рассмотрения в АТП, ТУ и министерстве проект плана окончательно утверждают по всем уровням управления и он после рассмотрения его на сессии Верховного Совета РСФСР становится законом для всех предприятий и организаций автомобильного транспорта Российской Федерации.
       Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), Центральная нормативно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) и подразделения центрального аппарата министерства проверяют нормативы, полноту представляемой информации и передают проверенные исходные данные для расчетов оптимальных планов в главный вычислительный центр. Подразделения министерства анализируют результаты расчетов, обобщают их, разрабатывают методические материалы, инструкции, предложения по совершенствованию методики расчетов. Результаты решения комплексов задач подсистемы используют планово-экономическое и финансовое управления, управление труда и заработной платы, республиканские объединения.
На уровне АСУ транспортного управления подсистема технико-экономическое планирование решает следующие задачи для каждого АТП и ТУ в целом: