13.2 Экономическая эффективность АСУ
Цель внедрения АСУ -
повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности
автотранспортных предприятий и организаций, которая выражается в увеличении
объемов и скоростей перевозок грузов и пассажиров, уменьшении
потерь при - перевозках грузов и снижении себестоимости перевозок.
В соответствии с «Методикой определении экономической эффективности
автоматизированных систем управления предприятиями и производственными
объединениями» утвержден- нон постановлением Государственного комитета по науке
и технике, Госпланом СССР и Академией наук СССР, хозрасчетными показателями
экономической эффективности создания и функционирования АСУ считаются годовой
прирост прибыли и расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных
вложений (срок окупаемости).
Прибыль предприятия определяется как разность между суммой доходов от
перевозок, транспортно-экспедиционных , погрузо-разгрузочных и других видов
работ и услуг и суммой расходов согласно смете затрат по всем видам выполняемых
работ и отчислениям на строительство дорог. Прибыль тем больше, чем больше
полученные доходы и меньше расходы предприятия,
доходы предприятия при внедрении АСУ растут в результате ускорения
оборачиваемости подвижного состава, увеличения объема грузовых и пассажирских
перевозок, лучшего использования автомобилей. Расходы предприятия при внедрении
АСУ снижаются в результате уменьшения затрат на перевозки. На них оказывают
влияние также рост производительности труда водителей, экономия топлива и
других эксплуатационных материалов, уменьшение расхода запасных частей,
ремонтных материалов и электроэнергии, устранение непроизводительных потерь,
сокращение административно-управленческих расходов в результате рациональной
организации труда и управления.
Годовой прирост прибыли в результате внедрения АСУ это разность между суммой
прибыли предприятия до и после внедрения АСУ при прочих равных условиях.
Прирост прибыли по любому виду перевозок и услуг, оказываемых автотранспортным
предприятием,
где Аи из—годовой объем перевозок соответственно до и
после внедрения АСУ;
П1 - прибыль от перевозок до внедрения АСУ;
С1 и С2 — себестоимость
перевозок соответственно до и после внедрения АСУ.
Первое слагаемое годовой прирост прибыли, полученной в результате
увеличения объема перевозок, второе — годовой прирост прибыли, полученной в
результате снижения себестоимости перевозок.
Общий прирост прибыли по предприятию и транспортному управлению
складывается из годового прироста прибыли, полученного по грузовым перевозкам
со сдельной оплатой труда водителя, по грузовым перевозкам с почасовой оплатой
труда
водителя, по маршрутным автобусным перевозкам, заказным автобусным перевозкам,
таксомоторным перевозкам, а также из прибыли от сокращения непроизводительных
расходов, связанных с оплатой штрафов, пени и неустоек, не входящих в
себестоимость перевозок, и суммы доходов, получаемых КВЦ по договорам на
выполнение работ для других организаций.
Годовой прирост прибыли :
где Э —
прирост прибыли по каждому виду перевозок и услуг.
Внедрение автоматизированных систем управления позволяет не только
получить дополнительную прибыль, но и требует единовременных затрат на ее
разработку, приобретение необходимых технических средств, а также затрат на ее
функционирование.
Затраты на проектирование АСУ складываются из затрат на предпроектные и
научные исследования, разработку проекта АСУ, отладку и внедрение программ,
составление нормативно- справочного хозяйства, разработку и внедрение
эксплуатационной документации по задачам АСУ, подготовку и переподготовку
кадров. Эти затраты представляют собой фонд заработной платы, выплачиваемый
разработчика м системы, стоимость используемого на отладку программ машинного
времени, затраты па используемые при проектировании материалы.
Затраты на приобретение необходимых технических средств складываются из
затрат на покупку вычислительной техники, периферийных устройств, средств
приема и передачи информации, вспомогательного оборудования и оргтехники с
учетом затрат на транспортировку, монтаж, наладку и пуск, строительство или
реконструкцию здания для вычислительного центра.
Затраты на функционирование АСУ определяются по статьям: основная и
дополнительная заработная плата персонала КВЦ и персонала, занятого на периферийном
оборудовании; стоимость потребления электроэнергии; амортизация оборудования и
линий связи; материалы (машинные носители информации, бумага, вспомогательные
материалы и др.); текущий ремонт технических средств; накладные расходы по
содержанию
КВЦ.
С учетом этих затрат годовой экономический эффект от внедрения АСУ
Э = ЭГ - Ен Кд
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.