Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 4

Процесс управления предприятиями и организациями – это непрерывная цепь управленческих решений и осуществляемых на их основе управляющих воздействий. Решения принимают руководители. В зависимости от должности руководителя и его роли в производственной системе решения могут иметь различ­ные объем и содержание. Руководители предприятий и органи­заций (например, начальник АТП) принимают решения, охва­тывающие все проблемы организации в целом. Руководители производственных подразделений (например, начальники ко­лонн) решают вопросы, относящиеся к сфере их деятельности. Руководители функциональных отделов и служб принимают решения, касающиеся соответствующей функции управления. Например, главный бухгалтер не может принимать решения в целом по предприятию, но он решает вопросы, связанные ос ор­ганизацией учета и контроля и может воздействовать на реше­ния руководителей, противоречащие установленным законам и правилам.

Управленческие решения очень различны по своему характе­ру. Это связано с многообразием и сложностью проблем, кото­рые решают руководители при управлении. Из всей совокупно­сти можно выделить три основные группы решений: о целях, о путях достижения целей и организационные. Эти три труппы решений охватывают большинство проблем, возникающих в организации. Решения о целях определяют направления деятель­ности производственной системы на длительный срок. Как правило , эти решения получают свое отражение в трансфинплане.

Рассмотрим направления деятельности автотранспортного предприятия (АТП). Важнейшей целью автотранспортного предприятия является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения обслуживаемого региона в услугах авто­мобильного транспорта. Другой не менее важной целью авто­транспортного предприятия является социальное развитие кол­лектива. Основной экономический закон социализма гласит, что целью общественного производства при социализме является обеспечение всеобщего благосостояния и всестороннего развития личности. Следовательно, производственный коллектив нельзя рассматривать только как инструмент для реализации производственных целей. Люди, составляющие производствен­ный коллектив, их всестороннее и полное развитие также явля­ются конечной целью социалистического общественного произ­водства. Социальное развитие коллектива предприятия является одним из звеньев в решении этой задачи.
      В качестве третьей цели автотранспортного предприятия можно назвать обеспечение прибыли и рентабельности как важнейшего итога производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Обществу далеко не безразлично, какова стоимость услуг, оказываемых автомобильным транспортом, приходится ли выделять дополнительные средства на содержание автотранспортного предприятия или же это предприятие само может вносить определенную долю дохода в государственный бюджет благодаря рациональной организации перевозок, труда и управления.
       Четвертая цель — это охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Эффективное решение этой задачи все более возрастает по мере развития современной техники и технологии. Автомобильный транспорт относится к числу производств, оказывающих весьма неблагоприятные воздействия на окружающую природу. Поэтому особо важное значение приобретают мероприятия, направленные на уменьшение объема: этих воздействий.
      Р е ш е н и я   о   п у т я х   д о с т и ж е н и я   целей направлены на определение важнейших условий, которые обеспечивают выполнение поставленных целей.
Организационные решения обеспечивают действия, в процессе которых осуществляются цели, сформулированные в трансфинплане. Они могут быть представлены в форме организационного плана, предусматривающего порядок действий различных исполнителей, их связь и взаимодействие, формы контроля и сроки представления результатов. Организационные решения отражаются в оперативных планах перевозок грузов и пассажиров, планах технического обслуживания подвижного состава, мероприятиях по внедрению новой техники и охране труда.
      Значительную долю среди организационных решений занимают корректирующие решения, направленные на устранение отклонений от запланированного хода производственных процессов. Причины возникновения таких отклонений могут быть самыми различными. Например, на выполнение плана перевозок значительное воздействие могут оказать неблагоприятные погодные условия. План технического обслуживания может сказаться под угрозой срыва из-за несвоевременной поставки запасных частей. Выполнение финансового плана может нарушиться из-за замедления оборачиваемости оборотных средств, на что, в свою очередь, воздействует еще ряд причин. В задачу руководителя предприятия входят своевременное обнаружение отклонений в работе производственной системы, выявление их причин и выполнение необходимых управляющих воздействий, устраняющих причины неблагоприятных отклонений.

1.4. Информационное обеспечение решений