Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 7

Г Л А В А 2.  Информационное обеспечение АСУ.

2.1 Классификация АСУ. Информационное обеспечение транспортного процесса. АТ-как объект управления: подход и объекты обследования, применяемые методы.

      Автомобильный транспорт как отрасль народного хозяйства занимает важное место в экономике нашей страны. В настоящее время грузовыми автомобилями перевозится около 80% грузов народного хозяйства (в тоннах), автобусами в междугородном и пригородном — около 70, а во внутригородском сообщении 60% пассажиров. Средства, ежегодно расходуемые государством на перевозки, выполняемые автомобильным транспортом, составляют около 60 млрд. руб. В перспективе ожидается дальнейший рост автомобильных перевозок и соответственно увеличение затрат на их осуществление. Поэтому особо важное значение приобретает совершенствование управления автомобильным транспортом. Как объект управления автомобильный транспорт имеет ряд особенностей. Поэтому при выработке управленческих решений необходимо учитывать множество специфических для автомобильного транспорта факторов внешнего и внутреннего характера.
Внешние факторы характеризуют состояние среды, в которой функционирует система автомобильного транспорта. Они с трудом поддаются воздействию и по большей части рассматриваются как заданные. К их числу относятся природно-климатические и экономико-географические условия. Природно-климатические условия являются объективными факторами, влияющими на организацию работы автомобильного транспорта, выбор подвижного состава, проведение технического обслуживания и ремонта, маршрутизацию, организацию труда и отдыха водителей автомобилей и др. персонала.
      Экономико-географические условия влияют на расстояния и себестоимость перевозок, степень загрузки подвижного состава, следующего в прямом и обратном направлениях, характер перевозимых грузов, взаимодействие автомобильного и других видов транспорта, выбор подвижного состава и т. д.
Внутренние факторы в основном характеризуют особенности отдельных подсистем и элементов автомобильного транспорта. Они в большей степени поддаются видоизменениям и потому имеют особо важное значение при выработке способов активного воздействия на управляемый объект.
Каждая из четырех подсистем производственной системы (см. рис. 2), как объект управления имеет свои особенности.
      Материально-техническая подсистема. При управлении этой подсистемой необходимо учитывать характеристики подвижного состава, проходимость. маневренность, степень универсальности, зависимость от факторов внешней среды, Возможность технологического использования автомобилей. Высокая проходимость, позволяет автомобилям передвигаться по любым дорогам: в пустынях, в горной местности, в лесах м болотах, Это делает автомобиль незаменимым при прокладке магистральных трубопроводов, железных и автомобильных дорог, строительстве объектов в удаленной местности, на сельскохозяйственных перевозках, лесоразработках, в карьерах и т. д. В каждом случае возникает определенная специфика в управлении перевозками.
      М а н е в р е н н о с т ь автомобиля способствует доставке грузов по принципу «от двери до двери» Преимуществом автомобильных перевозок является малая доля перевалочных операций грузов по сравнению с перевозками другими видами транспорта. При перевозках на небольшие расстояния автомобиль обеспечивает более быструю доставку груза.
      У н и н е р с а л ь н о с т ь позволяет перевозить на автомобилях любые грузы, в любом направлении и количествах. Качественные и количественные характеристики грузов, условия их перевозки и сохранности Определяют требования к конструкции кузовов. Наличие автомобилей со специализированными кузовами создает дополнительные проблемы в управлении перевозками, так как возрастает число факторов, учитываемых при принятии решений.
       З а в и с и м о с т ь   э ф ф е к т и в н о й   р а б о т ы   а в т о м о б и л я от обеспеченности автомобильными дорога ми и наличия топливозаправочных станций, пунктов технического обслуживания требует учитывать эти факторы при выборе рациональных маршрутов, организации ТО и ремонта.
      П о в ы ш е н н а я   о  п а с н о с т ь  а  в т о м о б и л я для социальной среды проявляется в дорожно-транспортных происшествиях и в загрязнении Окружающей среды отработавшими газами. Устранение и предупреждение этих нежелательных последствий требуют создания специальных контрольных звеньев в аппарате управления автомобильным транспортом и в системе специальных органов управления (например, Госавтоинспекции и др.).
      В о з м о ж н о с т и   т е х н о л о г и ч е с к о г о   и с п о л ь з о в а н и я   а в т о м о б и л я связаны с тем, что он является звеном технологического процесса во многих отраслях, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и др. Более 70% общего объема автомобильных перевозок составляют технологические перевозки. Это приводит к усложнению организационной структуры управления автомобильным транспортом.
      Производственный коллектив. Управление производственными коллективами на автомобильном транспорте имеет свою специфику.. Сюда относится высокая степень самостоятельности водителя, повышенная по сравнению с другими отраслями потребность в трудовых ресурсах, необходимость Создания специальных условий для работы водителей на линии.
      В ыс ок а я  с т е п е н ь  с а м о с т о я т е л ь н о с т и — это необходимость самостоятельно Принимать решения, так как водитель работает в отрыве от коллектива. Поэтому в управлении производственными коллективами автотранспортных предприятий особое внимание необходимо уделять межличностным отношениям и организации идейно-воспитательной работы.
      П о в ы ш е н н а я   п о т р е б н о с т ь   в   т р у д о в ы х  р е с у р с а х связана с тем, что автомобильный транспорт обеспечивает больший объем перевозок, используя при этом транспортные средства меньшей грузоподъемности, чем другие виды транспорта.
      Н е о б х  о д и м о с т ь   с о з д а н и я   с п е ц и а л ь н ы х   у с л о в и  й для работы водителей на линии проявляется в требованиях к обустройству автомобильных дорог необходимыми
сооружениями (кемпингами, мотелями, столовыми и кафе, пунктами медицинской помощи и т. д.).
Финансово-экономическая подсистема. Особенностями управления финансово-экономической подсистемой автомобильного транспорта являются сложность хозяйственного механизма, множественность факторов, специфика показателей. Сложность хозяйственного механизма автомобильного транспорта определяется повышенной оперативностью процессов принятия решений, что требует учета большого количеств а факторов. При подготовке управленческих решений необходимо знать особенности экономического анализа на автомобильном транспорте.
Множественность факторов, учитываемых при выработке управленческих решений, определяется многообразием видов деятельности на автомобильном транспорте. Помимо основной деятельности по организации перевозок в отрасли осуществляется руководство промышленными предприятиями, учебными заведениями, ведется строительство и научно-исследовательские работы. Кроме того, на работу автомобильного транспорта большое влияние оказывают факторы внешнего характера — дорожные и климатические условия, географическое положение и др.
Специфика показателей, по которым ведется учет и анализ работы автомобильного транспорта, требует от руководителей и специалистов особых знаний и навыков. Специализированные отчетные формы заполняются предприятиями и организациями автомобильного транспорта в сфере бухгалтерского и статистического учета. Много особенностей имеется в первичной документации (путевых листах, товарно-транспортных накладных). Показатели, предназначенные для отражения работы подвижного состава, отличаются от показателей в других отраслях.
Информационная подсистема. Управление информационной подсистемой на автомобильном транспорте также имеет ряд особенностей. При организации информационного обеспечения принимаемых решений необходимо учитывать растянутость и множественность коммуникаций, высокую оперативность обработки информации и ряд других факторов.
Растянутость коммуникаций связана с тем, что сфера деятельности автомобильного транспорта охватывает всю территорию нашей страны и территории ряда зарубежных стран. Практически автомобили могут работать на очень большом удалении от своей основной базы. Отсутствие или же недостаточная связь с водителем, выполняющим перевозки, создают трудности в организации работы диспетчерской службы, обеспечении контроля за работой водителя на линии.
Множественность коммуникаций определяется большим количеством предприятий автомобильного транспорта.
В услугах автомобильного транспорта нуждаются все, поэтому практически в каждом городе и районе приходится организовывать предприятия различного назначения. Чтобы повысить оперативность и качество управления., необходимо создать надежное техническое обеспечение, в том числе сеть электронно-вычислительных машин.Высокая оперативность обработки информации также является характерной особенностью информационной подсистемы автомобильного транспорта. Гибкость и оперативность в принятии решений требуют гибкости и оперативности информационного обеспечения
      Большую сложность в организации управления автомобильным транспортом представляет его организационная разобщенность. В Соответствии с назначением весь автомобильный транспорт подразделяется на две части: автомобильный транспорт общего Который представлен предприятиями и организациями, подчиненными Министерствам автомобильного транспорта союзных республик, а также Главмосавтотрансу, Мосгортрансу и Мосавтолегтраксу, н ведомственный автомобильный транспорт, в который входят автопредприятия , автобазы, автотресты и автоуправления Министерств и ведомств.
      Связывая воедино все производственные процессы и оказывая прямое воздействие на конечные результаты труда во всех отраслях народного хозяйства, Транспорт приобретает все большее значение в борьбе за повышение эффективности общественного производства. Задержка в доставке народнохозяйственных грузов снижает экономический эффект. Сокращение времени перевозок равносильно дополнительному выпуску продукции. Снижение транспортных издержек большая общегосударственная задача. Путь к ее решению — рациональное размещение производительных сил, разработка оптимальных схем грузопотоков, исключение встречных перевозок.