Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 3

       Организация подсистем по функциям. Каждый элемент производственной системы имеет свое назначение и выполняет свои функции в процессах производства и управления. Эти функции
определяются общими целями производственной системы, задачами социального развития коллектива, особенностями техники и технологии, применяемой в процессах производства и управления. Разделение процессов производства и управления привело к выделению в производственной системе управляемой и управляющей подсистем (рис. 3).

       У п р а в л я ю щ а я   п о д с и с т е м а управляющими воздействует командами сигналами, инструкциями, технологическими и прочей информацией) выполняет организационно-экономическое управление управляемой подсистемой (объектом). Управляемая подсистема (объект) непосредственно осуществляет производственный процесс на основе распорядительной информации, поступающей к ней из управляющей подсистемы по линиям отдачи распоряжений. Информация о ходе производственных процессов, возникающих отклонениях и помехах по каналам обратной связи поступает в управляющую подсистему, где принимаются необходимые решения и разрабатываются корректирующие воздействия.
      П о д   о б р а т н о й   с в я з ь ю в системах управления понимается такая информационная связь, которая обеспечивает поступление информации от управляемой подсистемы к управляющей. Обратная связь может осуществляться через данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности в форме устных и письменных отчетов и докладов исполнителей, прямым наблюдением за работой управляемой подсистемы и т. д. Например, обратная связь, позволяющая контролировать работу автомобиля на линии, может быть осуществлена через товарно-транспортную документацию, а также при непосредственном контролё за работой автомобиля начальником колонны, диспетчером, органами ГАИ, контрольно-ревизорской службой, через систему спёциальных датчиков, информирующих диспетчера о положений транспортного средства на линии, при помощи радиосвязи, телевизионной аппаратуры, тахометра и других устройств. В управляемой подсистеме могут образовываться специализированные подсистемы. Известны, например, подсистема автомобиль — водитель — дорога, подсистемы технической службы, складского хозяйства и множество других специализированных подсистем. В управляющей подсистеме также выделяются такие подсистемы, которые, как правило, совпадают с подразделениями существующей организационной структуры, например бухгалтерия, плановый отдел, отдел эксплуатации и т. д. Каждая из таких подсистем , выполняет одну или несколько управленческих функций.
Теория систем в управлении. Системное представление объекта управления привело к развитию системного подхода и системного анализа. При системном подходе управляемый объект рассматривается как единое целое. Господствовавший ранее аналитический подход нередко приводил к разрыву связей между отдельнымифункциями управления, например бухгалтер рассматривал организацию с позиций учета и контроля, главный инженер — как сложную техническую систему, экономист по вопросам труда — как систему трудового взаимодействия людей.
       В действительности же это лишь отдельные характеристики  про­изводственной системы, которая представляет собой взаимодей­ствие разных объектов: людей, машин, источников энергии, информации, денег и т. д. Любое изменение в одной из сфер про­изводственной. системы влечет за собой изменения в других сферах. Системный подход - это умение руководителя видеть все эти изменения и учитывать их при выработке управленческих решений.

С и с т е м н ы й  а н а л и з - это методика использования научных методов и практических приемов при подготовке управленческих решений на основе системного подхода. Задача системно­го анализа - подготовить такое управленческое решение, кото­рое дало бы наибольший эффект в достижении целей органи­зации. Существуют методы анализа, которые касаются отдельных функций управления. Например: в бухгалтерском деле с давних времен используется метод анализа баланса, при разработке планов широко применяется анализ производственно-хозяйствен­ной деятельности; свои методы анализа используются в управле­нии техническим обслуживанием и ремонтом подвижного соста­ва и т. д.Однако цели организации и отдельных ее функций могут и не совпадать, а то и противоречить друг другу. Так, с точки зрения главного бухгалтера важнейшей целью является

максимальная экономия средств, тогда как с точки зрения орга­низации в целом - их рациональное использование. Подобное несовпадение целей, их субъективное истолкование могут при­вести' к недоразумениям и даже к конфликтам между сотрудни­ками организации, а это уже отрицательно скажется на всей ее работе.

Системный подход к анализу производственно-хозяйственной деятельности организации использован в методике комплексного экономического анализа , предложенной проф. А.Д.Шереметом.

Системный анализ характеризуется широким применением методов математического моделирования, включая построение многомерных статистических моделей, многофакторного анали­за, исследования операций и т. д.  Одновременно с развитием системного подхода и системного анализа в кибернетике получило развитие и еще одно направле­ние применения системных представлений - с и с т е м о т е х н и ­к а. Она разрабатывает методы синтеза систем на основе изу­чения отдельных ее подсистем и элементов. Системотехник кон­струирует универсальные элементы систем со строго заданными свойствами и затем находит пути и способы создания из этих элементов целостных систем. Появление системотехники связано с разработкой чрезвычайно сложных по своим характеристик­aм технических систем, для которых традиционные методы оказались недостаточными. Системотехника строится также на системном подходе. Она находит широкое применение как в конструкторских разработках сложных технических систем, так и в  создании автоматизированных систем управления различного             значения.

1.3 Принципы функционирования АСУ. Отличительные особенности организационного управления курса