Организация подсистем по функциям.
Каждый элемент производственной системы имеет свое назначение и выполняет свои
функции в процессах производства и управления. Эти функции
определяются общими целями производственной системы, задачами социального
развития коллектива, особенностями техники и технологии, применяемой в
процессах производства и управления. Разделение процессов производства и
управления привело к выделению в производственной системе управляемой и
управляющей подсистем (рис. 3).
У п р а в л я ю щ а я п о д с и с т е м
а управляющими воздействует командами сигналами, инструкциями,
технологическими и прочей информацией) выполняет организационно-экономическое
управление управляемой подсистемой (объектом). Управляемая подсистема (объект)
непосредственно осуществляет производственный процесс на основе
распорядительной информации, поступающей к ней из управляющей подсистемы по
линиям отдачи распоряжений. Информация о ходе производственных процессов,
возникающих отклонениях и помехах по каналам обратной связи поступает в
управляющую подсистему, где принимаются необходимые решения и разрабатываются
корректирующие воздействия.
П о д о б р а т н о й с в я з ь ю
в системах управления понимается такая информационная связь, которая
обеспечивает поступление информации от управляемой подсистемы к управляющей.
Обратная связь может осуществляться через данные бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности в форме устных и письменных отчетов и докладов
исполнителей, прямым наблюдением за работой управляемой подсистемы и т. д.
Например, обратная связь, позволяющая контролировать работу автомобиля на
линии, может быть осуществлена через товарно-транспортную документацию, а также
при непосредственном контролё за работой автомобиля начальником колонны, диспетчером,
органами ГАИ, контрольно-ревизорской службой, через систему спёциальных
датчиков, информирующих диспетчера о положений транспортного средства на линии,
при помощи радиосвязи, телевизионной аппаратуры, тахометра и других устройств. В
управляемой подсистеме могут образовываться специализированные подсистемы.
Известны, например, подсистема автомобиль — водитель — дорога,
подсистемы технической службы, складского хозяйства и множество других
специализированных подсистем. В управляющей подсистеме также выделяются такие
подсистемы, которые, как правило, совпадают с подразделениями существующей
организационной структуры, например бухгалтерия, плановый отдел, отдел
эксплуатации и т. д. Каждая из таких подсистем , выполняет одну или несколько
управленческих функций.
Теория систем в управлении. Системное представление объекта управления привело
к развитию системного подхода и системного анализа. При системном подходе
управляемый объект рассматривается как единое целое. Господствовавший ранее
аналитический подход нередко приводил к разрыву связей между отдельнымифункциями
управления, например бухгалтер рассматривал организацию с позиций учета и
контроля, главный инженер — как сложную техническую систему, экономист по
вопросам труда — как систему трудового взаимодействия людей.
В действительности же это лишь отдельные характеристики производственной
системы, которая представляет собой взаимодействие разных объектов: людей,
машин, источников энергии, информации, денег и т. д. Любое изменение в одной из
сфер производственной. системы влечет за собой изменения в других сферах.
Системный подход - это умение руководителя видеть все эти изменения и учитывать
их при выработке управленческих решений.
С и с т е м н ы й а н а л и з - это методика использования научных методов и практических приемов при подготовке управленческих решений на основе системного подхода. Задача системного анализа - подготовить такое управленческое решение, которое дало бы наибольший эффект в достижении целей организации. Существуют методы анализа, которые касаются отдельных функций управления. Например: в бухгалтерском деле с давних времен используется метод анализа баланса, при разработке планов широко применяется анализ производственно-хозяйственной деятельности; свои методы анализа используются в управлении техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава и т. д.Однако цели организации и отдельных ее функций могут и не совпадать, а то и противоречить друг другу. Так, с точки зрения главного бухгалтера важнейшей целью является
максимальная экономия средств, тогда как с точки зрения организации в целом - их рациональное использование. Подобное несовпадение целей, их субъективное истолкование могут привести' к недоразумениям и даже к конфликтам между сотрудниками организации, а это уже отрицательно скажется на всей ее работе.
Системный подход к анализу производственно-хозяйственной деятельности организации использован в методике комплексного экономического анализа , предложенной проф. А.Д.Шереметом.
Системный анализ характеризуется широким применением методов математического моделирования, включая построение многомерных статистических моделей, многофакторного анализа, исследования операций и т. д. Одновременно с развитием системного подхода и системного анализа в кибернетике получило развитие и еще одно направление применения системных представлений - с и с т е м о т е х н и к а. Она разрабатывает методы синтеза систем на основе изучения отдельных ее подсистем и элементов. Системотехник конструирует универсальные элементы систем со строго заданными свойствами и затем находит пути и способы создания из этих элементов целостных систем. Появление системотехники связано с разработкой чрезвычайно сложных по своим характеристикaм технических систем, для которых традиционные методы оказались недостаточными. Системотехника строится также на системном подходе. Она находит широкое применение как в конструкторских разработках сложных технических систем, так и в создании автоматизированных систем управления различного значения.
1.3 Принципы функционирования АСУ. Отличительные особенности организационного управления курса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.