где Кд
- затраты транспортного управления, связанные с разработкой
и внедрением АСУ, т. е. капитальные вложения;
Ен — отраслевой нормативный коэффициент
эффективности капитальных
вложений, равный 0,12.
Затрат транспортного управления на разработку и внедрение АСУ с
течением времени восполняются за счет поступления дополнительной прибыли от ее
эксплуатации. Время в течение которого происходит это восполнение, называется
сроком окупаемости. Срок окупаемости рассчитывается как отношение капитальных
вложений к годовому приросту прибыли: Т = Кд /Аг.
Эффективность затрат на создание и внедрение АСУ характеризуется
также расчетным коэффициентом эффективности Ер, который определяется
как отношение годового прироста прибыли к капитальным вложениям: Ер=Эг/Кд
Расчетный коэффициент эффективности показывает величину экономии на
1 руб. затрат при внедрении АСУ. Сравнивая расчетный и нормативный коэффициент
эффективности, можно определить экономическую целесообразность разработки АСУ.
Если то разработка АСУ целесообразна,
если же Ен > Ер, то внедрять АСУ экономически
невыгодно.
Экономическую эффективность капитальных вложений на создание и внедрение
АСУ определяют с учетом фактора времени.
Методика такого учета излагается в курсе «Экономика, организация и
планирование работы автомобильного транспорта»
13.3 Пути дальнейшего совершенствования АСУ
Дальнейшее развитие
АСУ предусматривает интеграцию АСУ и переход к крупным сетям. Однако в качестве
первоочередной задачи остается насыщение народного хозяйства и его отраслей
электронной вычислительной техникой третьего поколения.
Развитие АСУ предусматривает переход к индустриальным методам
проектирования с использованием более совершенной техники, углубленной
разработки информационных, организационных и социально-экономических проблем,
создание вычислительных центров коллективного пользования, проведение работ по
совершенствованию организационных структур управления, процессов принятия
решений, стиля руководства.
Для совершенствования управления автомобильным транспортом необходимо
усовершенствовать экономический механизм отрасли, систему планирования,
организационные структуры, методы и технику управления, подготовку кадров на
основе целевых программ, позволяющих определить наиболее эффективные
направления работ и обеспечить их необходимыми ресурсами.
Созданные на базе ЭВМ второго поколения АСУ имели ряд существенных
недостатков в информационном, техническом и программном обеспечении. При
значительном количестве функциональных подсистем и задач в ряде случаев не
удавалось реализовать преимущества автоматизированного решения проблем управления.
Специфика деятельности транспортных управлений требовала быстрой перестройки входных
и выходныхпараметров задач, нормативно-справочных массивов, поэтому их
каждый раз приходилось переделывать под конкретные условия
программно-математического обеспечения АСУ. Кроме того, опыт показал, что
добиться решения всех проблем управления в одной автоматизированной системе
крайне сложно.
Дальнейшее развитие АСУ-автотранспорт предусматривает увязку решаемых
задач снизу доверху с использованием систем телеобработки информации, централизацию
информационной базы (использование банков данных и т. д.),сопряжение
АСУ технологическими процессами с организационно-экономическими АСУ, а также
сосредоточение Вычислительных мощностей в отраслевых вычислительных
центрах коллективного пользования.
Воснове всей системы управления находятся АСУ технологическими
процёссами. Их организационно и технологически нужно увязать с АСУ транспортных
управлений, которые, в свою очередь, связываются с АСУ министерства. Таким
образом можно создать единую автоматизированную систему управления,
базирующуюся на первичной информации об основных производственных процессах,
которая в укрупненном виде будет поступать на все уровни управления и может
быть использована для принятия решений. Работа такой единой, взаимоувязанной по
уровням системы управления должна базироваться на развитой системе связи.
Развитие системы связи позволит многим удаленным от вычислительных центров
автотранспортным предприятиям использовать ЭВМдля решения своих задач
управления. для этого необходимо оснастить автотранспортные предприятия
недорогим терминальным оборудованием.
Система технического обеспечения АСУ-автотранспорт будет строиться и в
дальнейшем по трехзвенной схеме ППОИ — КВЦ — ГВЦ. Широкое применение в этой
системе найдут средства телеобработки и передачи данных.
Всоответствии с перспективным планом развития АСУ-автотранспорт
будет ориентироваться на выполнение функций управления в единых блоках планирования,
анализа, оперативного управления и учета по всем уровням организационной
структуры. Применение в АСУ-автотранспорт типовых проектных решений, готовых
постановок и алгоритмов задач позволяет снизить затраты на ее разработку на
40%. Развитие стандартных средств программного обеспечения АСУ должно
непосредственно увязываться с общими тенденциями технического прогресса и
новыми концепциями создания АСУ в СССР и за рубежом.
Построение систем автоматизированного управления с участием людей и машин
является сложной и трудоемкой задачей. Ее успешное решение зависит от того, в
какой степени участники процесса управления знают и понимают существо той
работы, которую они выполняют с помощью ЭВМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В. А., Пенкин Г. П. Автоматизированные системы управления предприятиями.
М.: Финансы и статистика, 1981. 348 с.
2. Б а к а нов М. И., Шеремет А. д. Теория экономического анализа. М.:
Финансы и статистика, 1981. 262 с.
3. Митрейкин Н. А., Феоктистов В. П., Зеленков В. И. Вычислительная
техника. М.: Транспорт, 1981. 343 с.
4. Пономарева К. В., Кузьмив Л. Г., Морев В. Н. Информационное
обеспечение АСУ. М.: Высшая школа, 1981. 347 с.
5. Совершенствование хозяйственного механизма. Сб. документов. Издание
2-е, доп. М.: Издание 2-е , доп. М, : Из-во Правда, 1982. 352 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.