Создание автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, страница 26

рассчитывает провозные возможности подвижного состава; составляет проекты планов грузовых перевозок;

 учитывает наличие и движение подвижного состава; рассчитывает производственную программу по грузовым, автобусным и таксомоторным перевозкам;
       составляет план перевозок по клиентуре;
       рассчитывает сводный план грузовых перевозок по министерствам и ведомствам;
       учитывает выработку по маркам подвижного состава;
      рассчитывает численность и структуру подвижного состава для осуществления грузовых перевозок;
      рассчитывает себестоимость по всем видам перевозок;
      учитывает выполнение плана перевозок по родам грузов;
анализирует выполнение производственной программы по всем видам перевозок и плана себестоимости всех видов перевозок.
       В отличие от АСУ министерства в подсистеме технико-экономическое планирование в АСУ ТУ решение задач отличается более подробной информацией и высокой степенью оперативности.

8.2. Оперативное управление

Оперативное управление — это деятельность органов управления отраслью, направленная на выполнение текущих планов: перевозок грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий и населения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, капитального строительства, развития производственной базы, материально-технического снабжения. Оперативное управление предупреждает возможные рассогласования на основе оперативного учета и анализа, оперативного прогнозирования и координации производствен- но-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и отрасли в целом.
     Предприятиями и организациями министерство оперативно управляет через функциональные главные управления и республиканские объединения, а транспортное управление - через соответствующие отделы и службы транспортного управления, также через аппарат управления АТП.
     Оперативное управление охватывает всю структуру управления автомобильным транспортом общего пользования. На разных уровнях оперативное управление имеет различное содержание и направленность. На верхнем уровне—в министерстве и республиканских объединениях решают обобщенные задачи оперативного управления, на уровне транспортного управления и АТП оперативное управление непосрёдственно смыкается с диспетчерским управлением, осуществляемым через ЦДС и отделы эксплуатации.
      При ручной обработке данных информация постоянно запаздывает, министерство, республиканские объединения и транспортные управления оказываются перегруженными формами отчетности, наблюдается параллелизм и дублирование потоков информации. Переработка данных вручную становится как бы самоцелью, а важнейшая задача анализа производственно-хозяйственной деятельности отступает на второй план. Исследования показывают, что ручная обработка данных в современных условиях не позволяет качественно решать задачи оперативного управления, не обеспечивает своевременного сбора и обработки огромных массивов информации. для оперативного управления необходима своевременная, объективная, единая по всем ступеням управления оперативная информация, обрабатываемая в автоматическом режиме. Поэтому на автомобильном транспорте общего пользования проделана значительная работа, направленная на расширение сферы применения экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники в оперативном управлении.
       Для контроля плановых заданий, координации работ по реализации принятых решений в составе АСУ - автотранспорт предусмотрена подсистем а оперативное управление. Эта подсистема обеспечивает работников аппарата управления необходимой, своевременной и достоверной оперативной информацией, позволяющей правильно организовать и скоординировать эксплуатацию подвижного состава автомобильного транспорта, движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
       Оперативное управление осуществляется в двух уровнях: на уровне министерства и республиканских объединений, обслуживаемых АСУ министерства, и на уровне транспортных управлений и предприятий, обслуживаемых АСУ ТУ. Второй уровень непосредственно смыкается с АСУ АП, АСУ ЗТП и АСУ ГП, а также АСУ ТО и ТР и АСУ АРЗ.
       В настоящее время автоматизированы следующие процессы оперативного управления (рис. 14):
       сбор и обработка оперативной информации о выполнении автомобильных перевозок, транспортно-экспедиционном обслуживании предприятий и населения, капитальном строительстве,
альтернативно-техническом снабжении,  финансовой деятельности, обеспечении кадрами;

 анализ полученной информации;

выявление причин, влияющих на выполнение текущих
планов по различным  направлениям деятельности автомобильного транспорта;
      составление прогнозов выполнения планов перевозок грузов и пассажиров, капитального строительства, получение прибыли;
       подготовка вариантов управленческих решений или необходимых данных, обеспечивающих научно обоснованное принятие решений руководителями различных уровней;
       передача принятых решений, указаний, распоряжений на соответствующие исполнительские уровни и контроль за их исполнением;
учет, систематизация и хранение информации о работе министерства, республиканского объединения и транспортного управления.
       Комплекс задач учета в подсистеме оперативное управление предусматривает свод информации о работе автомобильного транспорта общего пользования по формам отчетности 1-автотранс, 2-автотранс, 3-автотранс и 4-автотранс. Одновременно осуществляется расчет аналитических и контрольных задач оперативного управления.
Благодаря автоматизации этих процессов в подсистеме оперативное управление исходная информация поступает к руководителям своевременно и обладает необходимой степенью достоверности, задачи решаются в реальном масштабе времени, результаты выдаются как в определенное время, так и по специальным запросам пользователей, представление данных отвечает требованиям наглядности и законам восприятия информации.
      Подсистема оперативное управление обеспечивает четкое выполнение текущих планов, способствует ритмичности работы отрасли, позволяет оперативно выявлять и использовать скрытые резервы производства, освобождает сотрудников аппарата управления от работы с несистематизированным потоком информации, поступающим в виде телефонных звонков, телеграмм и писем. Сотрудники функциональных подразделений высвобождают время, затрачиваемое на сбор и обработку оперативной информации, и используют его для углубленной аналитической работы.
       Функционирование подсистемы оперативное управление (рис. 15) осуществляется следующим образом. Оперативная ин - формация из точек ее возникновения (АТП, АРЗ, транспортные управления) поступает на КВЦ. Здесь происходит аналитическая обработка оперативной информации по всем АТП. Из КВД информация уходит в двух направлениях — в виде отчетных и аналитических таблиц руководству ТУ и АТП, а также в главный вычислительный центр министерства для дальнейшей обработки данных по транспортным управлениям, республиканским объединениям и отрасли в целом.
      Из рис. 14 видно, что для эффективной работы подсистемы необходимо организовать четкую технологическую связь между отдельными ее звеньями. В зависимости от места нахождения предприятия и транспортного управления, возможностей существующих каналов связи и объема информации, которую необходимо передавать, в качестве основного средства связи используют абонируемый телеграф, телефон или почтовую связь.