Проектирование цехов и участков ремонтного предприятия. Разборочно-моечный цех. Участок (отделение) наружной мойки, страница 14

-  лицевая сторона кузовов легковых автомобилей и приборов – I класс;

-  кабины и облицовка грузовых автомобилей, экскаваторов, автогрейдеров и др. машин – III класс;

-  агрегаты машин, платформы, рамы и т.д. – IV класс.

Наиболее распространенными способами нанесения грунта и эмалей являются:

-  безвоздушным распылением;

-  окунанием;

-  струйным обливом;

-  в электростатическом поле;

-  электроосаждением (электрофорез).

Нанесение грунта и эмалей пневматическим распылением.

Сущность способа заключается в том, что лакокрасочный материал при помощи сжатого воздуха распыляется в мелко дисперсную массу и транспортируется на поверхность детали. Этим способом можно получить покрытие любого класса, в том числе и I-го. Этим способом наносят большинство грунтов, эмалей, лаков. Производительность в 4-5 раз выше, чем при окраске кистью. Хорошие результаты дает пневматическое нанесение подогретых до 50¸700С лакокрасочных материалов.

Безвоздушное распыление ЛКМ. При этом способе лакокрасочный материал подается в сопло краскораспылителя под давлением 2¸6 МПа и при температуре 70¸1000С. При выходе из сопла краска приобретает скорость больше критической при данной вязкости, в результате краска распыляется (использован принцип работы форсунки). Факел при этом имеет четкие границы и защищен от окружающей среды оболочкой паров растворителя. Туманообразование на 25 % примерно меньше, чем при пневмораспылении. Для этого способа окраски промышленностью выпускаются установки УБР-2, УБР-3 и УБР-150 П.

Нанесение грунта и эмалей окунанием и обливом. Для окраски окунанием используют ванны, наполненные лакокрасочным материалом. Детали погружают в ванну, выдерживают некоторое время и затем выгружают из ванны. При выгрузке предусматривается некоторая временная выдержка для стекания излишней краски. Процесс окраски легко поддается механизации и автоматизации, однако изделие можно окрашивать только в один цвет, толщина покрытия неравномерна, операция пожароопасна.

Нанесение лакокрасочных материалов в электрическом поле заключается в том, что деталям, находящимся в окрасочной камере, сообщается положительный заряд, а распылителю – отрицательный, в результате в камере создается электростатическое поле с разностью потенциалов на электродах 60-150 кВ. Отрицательно заряженные частицы краски осаждаются на аноде-детали. Для распыления ЛКМ используются механические распылители: чашечные, грибковые, дисковые. Окраска в электростатическом поле производится в стационарных камерах и при помощи передвижных ручных установок типа УЭРЦ-1, УЭРЦ-4, разработанных Минавтопромом.

Способ обеспечивает высокую производительность, равномерность толщины покрытия, исключает потери краски и загрязнение атмосферы. В электростатическом поле наносят различные грунты, нитроэмали, пентафталевые, глифталевые, меламиноалкидные и др. эмали и краски.

Окраска электроосаждением (электрофорез). Сущность способа нанесения лакокрасочных материалов заключается в переносе частиц материала в неподвижной жидкости к одному из электродов. Изделие является анодом или катодом в зависимости от знака заряда частиц при приложении электродвижущей силы.

Различают бездиализный и диализный электрофорез.

При бездиализном электрофорезе в ванну, заполненную водоразбавимым грунтом или водоразбавимой краской, погружают изделие-анод, корпус ванны при этом является катодом.

Некоторые сведения об отечественном окрасочном оборудовании даны в табл. 46.

Таблица 46

Окрасочное оборудование