Профилактическая и превентивная гастроэнтерология детского возраста как один из путей снижения заболеваемости детей и взрослых, страница 21

При учебе во вторую смену важен и еще один фактор — при “раннем” обеде (до школы) и скромном полднике (очень “раннем” да и проблематичном в ряде школ) ребенок вынужден обильно и достаточно поздно ужинать.

Рекомендации по режиму нагрузок и питания школьников:

1 Урок физкультуры должен стоять в расписании не ранее чем вторым уроком у учеников 8—11 классов и третьим в 1—7 классах.

2. Уроки физкультуры должны проводиться до школьного приема пищи (второго завтрака или полдника) или в конце занятий (для первой смены).

3 Необходимо убедить родителей, что независимо от учеб-нон смены необходимо сохранять стереотипы времени пробуждения, гимнастики, завтрака, ужина, отхода ко сну.

4 Независимо от длительности перерыва между обедом и джином (для учащихся второй смены) необходимо, чтобы вечерний рацион включал легкоусвояемые продукты (овощи, кисломолочные продукты, в том числе творог, яйцо, рыбу), и не включал жирных, жареных, острых, соленых и мясных блюд.

Значение сбалансированности питания по основным ингредиентам, таким как белки, жиры, углеводы, аминокислоты, микроэлементы, подробно излагается в руководствах по диететике. Знакомы врачам и клинические проявления нарушений этого баланса. Этот фактор, как никакой другой в настоящее время, определяется экономическим статусом семьи, где воспитывается ребенок.

Особенностью современного этапа в формировании сбалансированного питания стало введение в рацион биологи-чески активных добавок — БАД.

Существует следующее определение: "БАД — это концентраты натуральных или идентичных натуральным биоло-гически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами

В настоящее время под руководством директора Института питания РАМН академика М. Н. Волгарева разраба-тывается программа более широкого использования БАД в питании всех категорий населения нашей страны.

Прежде чем рекомендовать тот или иной продукт, врач должен убедиться в соответствии его государственным стандартам, в наличии сертификатов качества, познакомиться с опытом применения пищевой добавки в ведущих клиниках Особого внимания требует введение в рацион детей добавок, рекомендуемых взрослым.

Далеко не все фирмы выпускают пищевые добавки специально для детей. Так, продукты “Кембриджского питания” (ванильный и шоколадный коктейли, используемые при пищевых аллергиях и гипотрофии, а также комплекс коллоидного золота и серебра для профилактики простудных заболеваний) получили разрешение на применение в детском воз расте только после апробации в ведущих педиатрических клиниках России. Биологически активные добавки фирмы “РМ-internаtoional" после цикла исследований в ряде детских клиник Германии получили разрешение на использование у детей с 10-летнего возраста.

Следует отметить появление высокоактивных добавок отечественного производства (продукты “Лавка жизни”, включающие янтарную кислоту; “Александрина” и др.). К сожалению, пока отсутствуют четкие рекомендации по их использованию в педиатрической практике.

К сказанному выше нельзя не прибавить несколько слов о поливитаминах Спектр поливитаминов, рассчитанных на детей, постоянно расширяется. Самой последней новинкой стала серии “Кid's-formulа” (производство “РHFARMAMED”, Канада), содержащая поливитамины для детей всех возра стов, а также для детей, страдающих пищевой аллергией, рахитом, дисбиозом кишечника, а также перенесшим тяже лое заболевание или операцию.

Рекомендации:

1. Применение биологически активных добавок (БАД) наиболее целесообразно в период с середины октября по конец июня.

2. Поливитамины, а также добавки, содержащие адапто-юны, наиболее полезны в октябре—декабре и апреле— июне.