Профилактическая и превентивная гастроэнтерология детского возраста как один из путей снижения заболеваемости детей и взрослых, страница 20

В предыдущих разделах содержалась информация о самых первых признаках патологии системы пищеварения, которые обязаны уметь видеть родители, воспитатели и педагоги, но прежде всего, конечно, врачи. Однако, исходя из общей направленности всего цикла лекций, значительное место в предлагаемом материале должна занять тема профилактики.

Основные направления профилактики заболеваний органов пищеварения

(в порядке убывания их значимости в работе педиатра)

1. Учет влияния наследственных факторов (семейного предрасположения).

2. Грудное вскармливание на первом году жизни.

3. Рациональное питание.

а) регулярность, б) сбалансированность но основным показателям, в) соответствие возрасту

4. Внимание к социально экономическим факторам, объединяемым термином “качество жизни”:

а) антропогенная нагрузка на ребенка в условиях большого города, б) бытовые условия, в) продолжительность и качесnво сна, г) здоровая обстановка в семье; взаимоотношения с ровесниками, педагогами.

5. Поддержание баланса веютативнои сферы в целом и механизмов физиологической моторики желудочно-кишечного тракта в частности.

6 Лечение большой группы предрасполагающих pfболе-ваний:

а) вторичные минорные аномалии иммуниnета и связанные с ними дисбиозы верхних (Неliсоbасtег руЬп-ассоциированная патология) и нижних (т н. “дисбактериоз кишечника”) отделов пищеварительного тракта, б) паразитарные заболевания.

Роль генетических и наследственных факторов — основной и определяющий элемент профилактики — описан выше в соответствующих разделах лекции.

Не подлежит сомнению роль грудного вскармливания в остановлении процессов физиологического пищеварения у детей. По мнению А А Баранова (1981), отсутствие или короткий, менее трех месяцев, период грудного вскармливания является одним из важнейших факторов риска развития острых и хронических воспалительных заболеваний желудка и кишечника у детей. Регулярность питания, в сочетании с его своевременностью, — важнейший элемент формирования стереотипа деятельности органов пищеварения.

При частом изменении режима питания сначала нарушается секреторная и моторная функции желудка, а затем наступают глубокие морфологические изменения в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки.

По данным определения внутрижелудочного рН, соблюдение ритмов приема пищи более существенно, нежели состав самой диеты. Пище принадлежит чрезвычайно важная роль в защите слизистой желудка и кишечника от самопереваривания Это обеспечивается ее буферным действием, регулирующим желудочною секрецию Согласно взглядам С М- Рысса о буферном действии нищи, во время желудочной фазы секреции пища приходит в соприкосновение со слизистой оболочкой антрального отдела и вызывает освобождение гастрина, определяющего дальнейшую секрецию желудочного сока фундальными железами. Этот процесс продолжается до определенного уровня рН желудочного и дуоденального содержимого. Затем включаются внутрижелу-дочный и дуоденальные механизмы, тормозящие дальнейшую секрецию. Таким образом осуществляется прерывистая секреция желудочного сока.

Изменение времени приема пищи в школе после детского сада, привязка ко времени “большой перемены” в сочетании с отказом части детей принимать пищу до появления чувства голода (при “раннем” обеде) или в связи с неудовлетворенностью качеством пищи — все это создает угрозу нарушения нормальной деятельности системы пищеварения.

Нельзя не сказать и о таком факторе, как изменение времени приемов пищи в связи с переходом обучения из первой во вторую смену и наоборот. По наблюдениям автора, при переходе на учебу во вторую смену первые признаки гастрита появляются у части детей в начале второго учебного года. “Ранний” домашний обед и отсутствие короткого отдыха после него ухудшают работоспособность школьника. А если к тому же первый или второй урок — физкультура, то появление жалоб на боли в животе не заставит себя ждать.